Похоже, что премьеру спектакля «Неугомонный дух» в Донецкой муздраме неслучайно приурочили к Хэллоуину. Новая постановка – это коктейль, густо замешанный на английском юморе и мистике. Одна из главных героинь «страшно смешной комедии» – призрак, явившийся во время спиритического сеанса. Именно он (точнее она) является мотором, превратившим пьесу Ноэла Кауарда в искрометное действо, от которого невозможно оторваться, хотя оно длится почти два часа.
Английский драматург в своей комедии, написанной в 1941 году, высмеял тогдашнее массовое увлечение магами, вызывателями духов и прочими экстрасенсами. Эти увлечения и сегодня в тренде. Однако главный смысл пьесы не в шутках над теми, кто верит и, наоборот, не верит в магию, это не сеанс ее разоблачения. Магия лишь придает дополнительную пикантность комедии, в которой заложено много смыслов.
«Автор пьесы говорил, что для него не столь ценны спецэффекты, а важны человеческие отношения», – подчеркнула режиссер спектакля Анна Цыбань. Впрочем, столько спецэффектов, создающих магическую атмосферу, пожалуй, не было еще ни в одной постановке Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М. М. Бровуна. Их придумали режиссер Анна Цыбань и художник-постановщик Руслан Фадиенко. По ходу пьесы сами по себе падают разные предметы, зажигаются свечи и камин, вспыхивают глаза и поворачивается голова у статуи ангела…
Но вся эта фантасмагория служит лишь фоном для разворачивающегося на новой сцене стремительного действия с остроумными диалогами, полными тонкой иронии и юмора. Спектакль балансирует на грани мелодрамы и трагикомедии.
В основе сюжета – любовный треугольник, однако весьма необычный. Нешуточные страсти разгораются между преуспевающим писателем Чарльзом Кондомайном (его играет заслуженный артист Украины Руслан Слабунов), его женой Рут (Алиса Суворова) и явившимся в их дом
в результате спиритического сеанса духом его умершей первой жены Эльвиры (Мария Молодова). Неутомимое и ревнивое привидение своими феерическими проказами превращает жизнь семейной четы в ад. Чарльз мечется между двумя женами – живой и мертвой. Первая – приземленная, хозяйственная и холодная, а вторая – ее полная противоположность, взбалмошная, легкомысленная, страстная и коварная. С первой он превращается в сытого буржуа, теряющего необходимое для творчества вдохновение, а вторая будит в нем страсть и полет фантазии. Думается, что в этой дилемме скрывается один из глубинных смысловых пластов пьесы.
Но авторы постановки не грузят зрителей такими серьезными размышлениями. Спектакль воспринимается как легкая комедия,насыщенная юмором и иронией. Но иногда становится грустно и страшно. Актеры, задействованные в постановке, переживают целую гамму чувств, которые передаются зрителям. Очень органичны в своих ролях не только те актеры, которые изображают трех главных героев, но и все остальные. Очень впечатляет и запоминается даже эпизодическая роль экстравагантной служанки Эдит в исполнении Юлии Горбачевой. Просто великолепна семейная пара Брэдменов (Андрей Кочедыков и Анастасия Банникова).
Сумасшедший восторг у зрителей вызывал Константин Банников, который в этой постановке был травести – сыграл мадам Аркати, которая проводила спиритический сеанс и неожиданно для самой себя вызвала неугомонный дух Эльвиры. Жаль, что спектакль идет не на большой, а на новой сцене. Хочется, чтобы его увидели как можно больше зрителей.
Впрочем, как сообщила генеральный директор – художественный руководитель театра Наталья Волкова, благодаря мобильным декорациям «Неугомонный дух» станет выездным спектаклем.
По материалам газеты «Донецк Вечерний»