17 апреля – вербное воскресенье, вход господень в Иерусалим. В церковном календаре этот праздник также называется Неделя ваий (воскресенье ветвей). Исполняя древние пророчества о Мессии, Христос входит в Иерусалим так, как входили туда наследники престола во время церемонии помазания на царство: без оружия и пышных одежд, восседая на необъезженном осле, его встречают не пышными букетами цветов, а срезанными по дороге пыльными ветвями пальм. Весь Иерусалим ликует и кричит: «Осанна!», постилая под ноги ослику свои одежды. Всего четыре дня спустя эти же люди будут кричать совсем другое: «Распни его!»
Вход Господень в Иерусалим – радостный праздник. Христиане, по традиции приветствуя Христа, накануне вечером приходят с ветвями различных растений, которые освящают за богослужением. В нашей местности – это верба – первое распускающееся весной дерево. В Греции и Болгарии – пальма. В утро праздника совершается литургия. Туда уже приходят без ветвей. Каждый старается исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Исполнения древнего пророчества ждали в Иерусалиме именно в эти дни: подходило завершение седмин, остающихся до прихода Мессии, которые предсказал пророк Даниил. После того как Христос воскресил умершего – уважаемого в соседнем городе человека и Своего личного друга Лазаря, свидетелями похорон которого были сотни иудеев, – ни у кого не оставалось сомнений, что именно Иисус и есть обещанный Царь и Спаситель Израиля.
Ко времени исполнения этого пророчества у евреев уже были слишком разные представления о том, каким должен быть Мессия. Фарисеи и саддукеи, которые свели весь закон Божий к буквоедскому исполнению правил и выплате налогов на Храм, видели в Мессии политика и, возможно, военачальника, который бы сверг иго римлян, тяготевшее над Палестиной. Зелоты ждали от Него кровавой расправы над всеми иноверцами, римлянами в первую очередь. Аскеты-ессеи потребовали бы от Него вечного поста и ухода в пустыню. Лишь немногие, в том числе презираемые иудеями самаряне, ждали Мессию как духовного лидера, а Его Царства – как Божественного государства на земле. Ожиданиям ни тех, ни других не суждено было исполниться.
Даже апостолы словно пропускали мимо ушей постоянно звучавшие слова Христа: «Царство Мое не от мира сего». Когда Он еще только подходил к Иерусалиму, где будет распят, и говорил с ними об этом, двое из учеников попросили себе высоких должностей в Его Царстве… Спаситель не пожелал быть земным царем на одном маленьком кусочке планеты. Он говорил о том, что Его Царство – намного лучше, чем весь этот мир. И его Он пожелал подарить человеку.
Сегодня Золотые ворота Иерусалима, через которые вошел Христос, заложены. Сделаны они не из золота. Так их назвали из-за особенного цвета известняка, который он приобретает, когда его касаются лучи солнца. Иерусалим почти весь построен из этого камня. За это его тоже называют золотым городом. Всего через сорок лет после Входа Христа в Иерусалим эти ворота были разрушены римлянами, затем заново отстроены. Согласно преданию, через них снова войдет Мессия во время Своего Второго Пришествия. Именно по этой причине захвативший город мусульманский правитель султан Сулейман в XVI веке заложил их камнем.
Сегодня дороги к Золотым воротам нет. Это самый прямой и близкий путь к Храмовой горе, где стоял единственный в мире храм, посвященный Единому Богу, а сегодня стоит мусульманская мечеть Скалы и одна сохранившаяся стена храма. А значит, раньше дорога здесь была. Согласно Евангелию, Христос вошел сразу в храм, откуда выгнал торговцев голубями, баранами и прочими жертвенными животными и разгромил лавку валютных менял: «Написано – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Если почитать Ветхий Завет, то далеко не всем людям позволялось входить в храм: например, язычникам, только что родившим женщинам и людям, прикоснувшимся к мертвецу, это запрещалось. Так что загонять в храмовый двор животных и устраивать прямо здесь торговлю было серьезным нарушением Божьих установлений.
Путь Христа в Иерусалим начался на горе Елеон. Он продолжился через Гефсиманский сад мимо кладбища Кедронской долины. На всем этом пути его приветствовали с ветвями. Через четыре дня в этом саду Он совершит свою последнюю молитву перед распятием, а еще через сорок дней поднимется на гору Елеон для того, чтобы вознестись на Небо.
По преданию, именно с этого места начнется воскресение мертвых. Здесь первой прозвучит труба Архангела. Второе название этой долины – долина Иосафата, или долина Суда. Археологи, исследуя здесь кладбище, нашли захоронения, которым пять тысяч лет. По христианскому преданию, неподалеку отсюда, под горой Голгофа, находится захоронение самых первых людей – Адама и Евы. Так это или нет, несомненно одно: перед нами – одно из самых древних кладбищ мира, которое действует и по сей день. Благодаря преданию о воскресении мертвых, это и самое дорогое место захоронения. Если вы не житель Иерусалима и не известный общественный деятель, могилу здесь вы сможете приобрести лишь за несколько тысяч долларов. Находятся те, кто платит такую сумму, веря, что они дают своим близким возможность воскреснуть первыми. Увы, люди всегда остаются людьми – вечно борющимися за право обогнать в чем-то своего соседа.
Пройдет всего несколько дней, и радостные, улыбчивые люди, встречавшие Христа, превратятся в озверевшую толпу, кричащую: «Распни!» Это произойдет как по волшебству, благодаря умелым политтехнологам – первосвященникам, ученым книжникам и светскому проримскому правительству. Так происходит уже много тысяч лет, не исключая день сегодняшний. Останемся ли мы сами собой, удержимся ли на стороне добра, даже если все будут против нас? Большинство превратится в толпу, покорно следующую тому, что ей говорят. Меньшинство войдет в Царство Христа, которое нам Он даровал.
Пресс-служба Горловской епархии УПЦ
Источник: газета «Кочегарка»