Расположенная в Калининском районе улица Осипенко названа в честь легендарной летчицы, Героя Советского Союза Полины Осипенко, которая трагически погибла 80 лет назад, 11 мая 1939 года, во время выполнения учебно-тренировочного полета.
А родилась она 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. Потом его переименовали в село Осипенко — в честь летчицы. Теперь оно находится на территории Запорожской области, в полутора десятках километров от Донецкой.
Там девушка была сначала батрачкой, потом работала на колхозной птицеферме. Крутой вираж в биографии она совершила благодаря своему первому мужу, односельчанину Степану Говязу. Когда он служил под Севастополем, в Каче, где была школа военных летчиков, Полина перебралась из своего села к нему. Сначала работала там в столовой. Потом Степан и подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов, которую она успешно закончила в 1933 году. Служила летчиком, командиром звена в истребительной авиации.
В 1935 году она вышла замуж во второй раз, за однополчанина, летчика-истребителя Александра Осипенко.
Летом 1937 года Полина Осипенко побила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелет Севастополь — Архангельск; ее экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой.
24—25 сентября 1938 года Осипенко вместе с летчицами Гризодубовой и Расковой должна была осуществить беспосадочный перелет из Москвы в Комсомольск-на-Амуре на самолете АНТ-37 «Родина». Однако из-за сложных погодных условий они не смогли найти комсомольский аэродром, а очутились с пустыми баками ближе к побережью Охотского моря. Гризодубова, будучи командиром самолета, приняла решение о жесткой посадке в лесу. Расковой был отдан приказ прыгать из самолета — спустя десять дней ее нашли в лесу. Гризодубова и Осипенко остались в самолете и выжили в аварийной посадке. Несмотря на это, они установили рекорд среди женщин по дальности перелета (протяженность — 6 450 км, по прямой — 5 910 км), и каждая из летчиц была удостоена звания Героя Советского Союза.
После перелета Москва — Дальний Восток Полину Осипенко назначили инспектором по технике пилотажа, наставником пилотов-истребителей.
Погибла она в авиакатастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов под Рязанью, отрабатывая полеты «вслепую». Вместе с ней погиб начальник главной летной инспекции ВВС РККА, Герой Советского Союза Анатолий Серов.
Прах обоих легендарных летчиков был помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
По материалам газеты «Донецк вечерний»