Мало кто знает, что в свое время Донецк стал едва ли не родоначальником парусного туризма не только на территории тогдашней Украинской ССР, но и Советского Союза. Но сегодня парусный туризм в нашем городе еще жив благодаря лишь небольшому числу энтузиастов. Возродится ли он и получит ли поддержку после того, как закончится коронавирусная напасть?
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Парусный туризм в Донецке возник в конце 60-х годов прошлого века. Тогда сотрудники Донецкого физико-технического института (ДонФТИ) Академии наук СССР Владимир Васюков и Анатолий Злачевский прочитали во всесоюзном научно-популярном журнале «Катера и яхты», как можно вооружить обычную байдарку парусом. По чертежам из журнала они своими руками сделали первый парусник.
Летом 1971 года вместе еще с одним своим сотрудником Игорем Крыгиным эти энтузиасты отправились в парусно-гребной поход в Карелию, на реку Вуоксу. После этого Игорь Крыгин «заболел» новым увлечением на всю жизнь, за одну зиму он построил парусную байдарку. Параллельно по одному парусному катамарану построили энтузиасты завода «Точмаш» и Института черных металлов.
В 1978 году эти четыре парусника стали участниками первых соревнований по технике парусного туризма Кубок Донбасса, которые прошли в акватории Кураховского водохранилища. Первое место занял Владимир Васюков, второе – Игорь Крыгин.
Вряд ли кто-то из них мог тогда представить, что через четверть века Кубок Донбасса превратится в крупнейшую регату туристов-парусников, а разборные туристские парусные катамараны достигнут такого высокого уровня скорости и надежности, что будут соперничать с крейсерскими яхтами и смогут пересекать моря и даже океаны!
Следующие Кубки Донбасса проводились на Азовском море на базе пионерлагеря «Сосновая горка». Это был период невероятно бурного развития самодельного парусного флота. Любой любитель морской романтики из сухопутного города теперь мог встретить единомышленников, получить совет и помощь в постройке собственного корабля, а также научиться управлять парусником. Здесь же в соревнованиях проверялись надежность,
мореходность, живучесть конструкций, опыт экипажей.
Выросли скоростные качества туристских самоделок, расширялась география походов: реки Днепр, Волга, Великая, озера Теплое, Чудское, Ладожское, Онежское, Цимлянское водохранилище, Азовское море по периметру. Проводились походы-ралли – Кубок Азова, Кубок Седова. В начале 80-х годов Кубок Донбасса из азовского поселка Юрьевка перенесли в поселок Светлодарское, на акваторию Углегорского водохранилища.
С 1993 года регаты Кубка Донбасса при поддержке яхт-клуба «Оскол» стали проводить на Краснооскольском водохранилище, в районе села Сеньково Купянского района Харьковской области.
Но, к сожалению, после развала Советского Союза и начавшихся из-за этого экономических неурядиц народу стало не до путешествий и соревнований. Парусный туризм начал приходить в упадок.
Лидером и главным идеологом парусного туризма в нашем регионе стал в этот тяжелый период старший научный сотрудник ДонФТИ НАН Украины, кандидат физико-математических наук Игорь Крыгин, который к тому времени стал еще и Заслуженным работником туризма Украины, и судьей первой категории по спортивному туризму. Его фанатичный энтузиазм не дал исчезнуть парусам в сухопутном Донецком крае. Хотя в те непростые годы организация и проведение соревнований требовали невероятных усилий. Но Кубок Донбасса выжил и стал на много лет единственной регатой туристов-парусников на Украине.
Все резко изменилось в 2014 году, когда началась война.
РЕГАТЫ ПОД ГРОХОТ КАНОНАДЫ
Одним из самых ярких событий в истории военного Донецка стала парусная регата, которая проходила в акватории Кальмиусского водохранилища 9 и 10 мая 2015 года. На окраинах города бесновались «укрогерои», город содрогался от артиллерийской канонады, а в самом его сердце 11 парусников вышли на воду, радуя глаз дончан, помогая им отрешиться от суровых военных будней и окунуться в романтический мир ветра и свободы. Участники регаты бесплатно катали всех желающих по водоему.
Эта парусная регата, проведенная в центре военного сухопутного степного мегаполиса, стала маленьким подвигом в память о Великой Победе. А главным флагом, под которым она проходила, был флаг СССР, ведь именно под красным знаменем сражались наши отцы и деды.
Было потом немало и других значимых событий.
Летом того же 2015 года команда из Донецка (Владислав Ульянов и Ольга Дмитрук) принимала участие во Всемирном фестивале парусников «Обское море 2015».
В июне 2019 года на Новосветском водохранилище прошел 40-й юбилейный турнир по парусному спорту на Кубок Донбасса, в состязаниях приняли участие 12 экипажей из Донецка, Макеевки и Нового Света. Абсолютным победителем турнира и обладателем переходящего Кубка Донбасса стал начальник цеха наладки и испытания оборудования ОП «Старобешевская ТЭС» РП «Энергия Донбасса» Валентин Лаварько на катамаране «Цыпленок». Малый кубок, так называемый Кубок надежды, достался донецкому экипажу «Трикстер».
«Традиционно соревнования по парусному спорту Кубок Донбасса посвящаются памяти одного из основателей парус
ного туризма не только в нашем регионе, но и во всем бывшем СССР – Игоря Крыгина. Раньше на состязания мы выезжали в Красный Оскол Харьковской области, но с 2015 года этот турнир республиканского масштаба проводится в Новом Свете», – рассказал руководитель туристического клуба «Кальмиус», начальник лаборатории металлов Старобешевской ТЭС Александр Римарчук.
НУЖНА ПОДДЕРЖКА
«Паруса Донецка еще живы – о наших достижениях свидетельствуют призовые места на международных и кубковых соревнованиях. Но молодежной подпитки нет, а без государственной поддержки этому виду спорта грозит затухание, – говорит Ольга Дмитрук, мастер спорта Украины, чемпион Украины – 2007, чемпион мира – 2014, обладатель Кубка Украины, Кубка Донбасса, владелец и капитан разборного туристского парусного катамарана «Мистраль», биолог и кинолог. – Лучик надежды блеснул, когда после «Парусов Победы» 2018 года руководство Республики заинтересовалось перспективой возрождения детского клуба «Океан». Казалось бы – ура! Раздобыли учебный план, составили список рекомендаций и предложений, стали искать помещения для занятий. Но, увы, все умерло, так и не успев родиться».
В конце 1990 – начале 2000 годов начали бурно развиваться фирмы, предлагающие разборные надувные суда. Люди стали приобретать готовые лодки. Это привело к тому, что постепенно стали изменяться и сами любители парусного туризма. Зачем что-то делать своими руками, если можно купить все готовое? В результате старая школа мастеров на все руки постепенно умирает, а притока молодых кадров нет.
Другая проблема – отсутствие водоемов, пригодных для хождения под парусом. Оставшиеся на территории ДНР акватории – очень маленькие, самая большая – Старобешевское водохранилище.
«Ходить в походы стало невероятно трудно еще даже до введения нынешних ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Только пересечение границ чего стоило! – продолжает Ольга Дмитрук. – Сама процедура перевозки оборудования что на Украину, что в РФ была не из простых – протаскивание своих лодок через рентген на таможне, стояние в очередях. Плюс финансовая несостоятельность, расценки в России – не для наших карманов».
«Очень важно сохранить и развить в нашем городе уникальную традицию парусного туризма и спорта. Необходима поддержка со стороны власти немногих оставшихся энтузиастов-парусников, оказание помощь в организации соревнований и других мероприятий», – считает рулевой надувной парусной лодки «Шторм» Виктор Воронин.
Пока что парусный спорт жив в Донецке благодаря исключительно энтузиастам своего дела. Получат ли они поддержку со стороны местных властей? Хотелось бы в это верить.
Александр Алиев, газета «Донецк вечерний»