14 апреля 2020 года исполнилось бы сто лет настоящему мэтру фотожурналистики Донбасса Льву Азриэлю. Его снимки печатались не только практически во всех местных изданиях, но и в центральных газетах Киева и Москвы, были хорошо известны на территории всего Советского Союза. Лев Самсонович первым в регионе выпустил собственный авторский фотоальбом. Он стал одним из главных фотолетописцев Донбасса – в работах Азриэля отразились характеры людей, запечатлены виды городов, трудовые будни Всесоюзной кочегарки.

Этапы большого пути

Лев Азриэль родился в 1920 году в Белоруссии, в Витебской губернии. Перед самым началом Великой Отечественной войны переехал в город Сталино (нынешний Донецк), где стал учеником фотографа в редакцию окружной газеты «Диктатура труда», которая впоследствии сменила название на «Социалистический Донбасс». Уже первые его работы отличались особой глубиной и четкостью, умением передать самое важное.

В 1940 году молодого человека призвали в ряды Красной армии. В Великой Отечественной войне Азриэль участвовал с первых дней – воевал под Москвой, на Ленинградском фронте, был ранен, награжден государственными наградами.

О его личности красноречиво говорит такой эпизод из фронтовой биографии. Он оказался в машине, которая должна была вывезти в тыл тяжелораненых бойцов. Но ее водитель погиб. Молодой солдат сел за руль вместо него. Азриэль прекрасно справился с этой непростой задачей – в 40-градусный мороз, рискуя в любой момент угодить под обстрел немецкой артиллерии, он благополучно доставил раненых в полевой госпиталь. Самое интересное то, что до этого случая он никогда даже не сидел за рулем, не имел понятия, как вести автомобиль. Но каким-то чудом ему удалось не только завести машину, но и доехать до пункта назначения. За этот подвиг Лев Самсонович получил свою первую медаль «За боевые заслуги».

Азриэль служил фотографом в дивизионном клубе, активно участвовал в концертной группе, с которой часто выступал на переднем крае, вдохновляя солдат и офицеров в перерывах между жестокими боями. Уже тогда командование отмечало его чувство юмора, которое он успешно применял в своих концертных номерах.

После Победы Лев Азриэль вернулся в Сталино, где с 1947 года работал в газете «Социалистический Донбасс». С годами его профессионализм рос, и вскоре его приняли на работу в РАТАУ (Радиотелеграфное агентство Украины) и ТАСС – главное информагентство Советского Союза.

Работы Льва Самсоновича удивительным образом сочетали все наиболее значительное и великое в обычной повседневности нашего края, его людей, таких простых и одновременно по-настоящему героических.

Он жил и работал в эпоху больших свершений – когда возрождался Донбасс, а Донецк только приобретал свой будущий лоск и великолепие. По творческим работам Азриэля сегодня можно изучать историю Донбасса. Он снимал портреты и пейзажи – как типично городские, индустриальные, так и сельские. Лев Самсонович был настоящим мастером фоторепортажа. Вообще, казалось, что не существует такого жанра фотожурналистики, в котором он не мог бы успешно работать.

Дом техники Минуглерома города Сталино в 1957 г. Фото Льва Азриэля

В декабре 1970 года в Москве, в Центральном доме журналиста, с большим успехом прошла персональная выставка Льва Азриэля, на которой показали 76 его работ. В 1978 году был издан фотоальбом «Донецк. Фотоочерк» – по мнению критиков, один из самых качественных взглядов на прошлое нашего города. Еще один авторский фотоальбом мастера вышел уже после его смерти, в 1986 году.

Лев Самсонович ушел из жизни в ноябре 1985 года, оставив после себя добрую память и великое наследие – уникальную летопись трудовых свершений жителей Донбасса.

Невероятная работоспособность

«Папа был любящим отцом, ярким человеком, очень остроумным, у него была масса энергии, море оптимизма и вера во все хорошее, – вспоминает Татьяна Волынько, дочь Льва Самсоновича. – Мне запомнилась его невероятная работоспособность, по сути, он был трудоголиком. Вставал в шесть утра, ехал куда-то в Старобешевский район, там снимал посевную, потом ехал на шахту в Макеевку, фотографировал, потом – в свою фотолабораторию, нужно было проявлять пленку, печатать фотографии, и все это продолжалось до глубокой ночи. Вообще, это был непрерывный процесс. На руках отца постоянно были какие-то ранки от химикатов».

По словам Татьяны Львовны, к ним в дом приходили друзья-коллеги отца: Евгений Халдей, Борис Витков, Григорий Навричевский и другие маститые фотокорреспонденты, они обсуждали разные темы, рассказывали анекдоты, в доме всегда была невероятная атмосфера дружбы, веселья и творчества. Лев Самсонович был простым в общении, прекрасно сходился с героями своих работ, ему не требовалось особых усилий, чтобы найти с ними общий язык, мог легко их рассмешить, может, поэтому они так естественно получались на его снимках.

«Для него была очень важна живая реакция человека, он не любил постановочные снимки, ему было интересно запечатлеть жизнь во всех ее проявлениях, – рассказывает Татьяна Львовна. – Папа все стремился сделать на высоком уровне, долго искал нужный ракурс, куда только не залезал ради хорошего кадра! Это удивительно, но он всегда находил ту самую точку, откуда получался настоящий шедевр. Часто возвращался домой в какой-то пыли, иногда даже с порванными брюками, но всегда счастливым и радостным. И мы сразу понимали, что он нашел то, что искал. Это видно по его работам, иногда даже непонятно, откуда это было снято и как он туда забрался».

Наверное, именно поэтому наш край и выглядит на его фотографиях по-особому прекрасным, отображенным с особой любовью и красотой.

«Универсальный солдат»

«Мне приходилось видеть, как работал Азриэль, – рассказывает Александр Витков, директор Донецкого музея фотожурналистики и фототехники – единственного в мире. – Это был очень талантливый человек, который всегда творчески подходил к своему делу. Он очень много сделал для Донецка – показал город очень хорошо, в комплексе, с разных ракурсов, его работы всегда отличались особым разнообразием. В те времена кого попало в ТАСС-РАТАУ не брали, отбор был очень серьезный. А Лев Самсонович в работе был как настоящий универсальный солдат, поэтому его заметили и пригласили работать».

Почему «универсальный солдат»? По словам Александра Борисовича, Льву Азриэлю было подвластно все: и портретные снимки, и пейзажи, и фоторепортаж. Часто фотокорреспонденты работают в определенных направлениях – есть портретисты, пейзажисты… А вот чтобы было дано все сразу – это большая редкость и настоящий талант, который Льву Самсоновичу, безусловно, присущ.

Его снимки особо хороши еще и потому, что он умел располагать к себе людей, для этого нужно быть немножко психологом, чтобы тот, кого ты фотографируешь, тебе поверил. Льву Самсоновичу это легко удавалось.

Сегодня многие снимают, как дилетанты, все подряд, не меняя ракурса. А Азриэль постоянно искал, как лучше отобразить то, что ему нужно, как подойти, откуда снять. Это настоящее искусство!

Главным героем его работ всегда был обычный человек: учитель, врач, шахтер… А еще – Донбасс, край, ставший для него родным.

Александр Алиев, газета «Донецк вечерний»