Нашего знаменитого земляка, фотографа Евгения Халдея неслучайно называют свидетелем истории: его работы являются отражением целой эпохи, а снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» стал символом победы СССР над фашистской Германией. Президент Франции вручил ему высшую награду «Рыцарь ордена искусств», выставки Евгения Халдея с успехом проходили в Италии, Бельгии, Франции, Австрии, Израиле. Фотоальбомы его работ были изданы в России, Германии, США, Австрии. А теперь и на его родине в Донецке вышел фотоальманах «Фотограф Знамени Победы», в котором собраны уникальные работы Мастера.
Паренек из Юзовки
«Идея издания этого фотоальманаха у нас появилась еще в 2017 году, когда мы готовились к столетию со дня рождения Евгения Халдея, – рассказывает создатель и руководитель единственного в мире Музея фотожурналистики и фототехники Александр Витков. – На его создание у нас ушло три года. Разработали концепцию, согласно которой фотоальманах должен состоять из пяти глав: первая – «Паренек из Юзовки», в ней мы впервые показали семью Евгения Ананьевича, начиная с дедушки и бабушки, вторая – о первых пятилетках, третья – о Великой Отечественной войне, четвертая – «Знамя Победы», это уже конец войны, наконец, пятая – послевоенные годы. В эти пяти главах мы и попытались отразить его творчество, фотоальманах выходит на двух языках – русском и английском».
Евгений Халдей родился в Юзовке в год двух революций – 23 марта 1917 года. Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам он, будучи младенцем, получил пулевое ранение в грудь. Свой первый снимок Халдей сделал в 13 лет камерой, которую собрал сам – из обычной картонной коробки и линзы от бабушкиных очков. Уже с 16 лет работал фотокорреспондентом в газете «Социалистический Донбасс», в 1939 году стал корреспондентом «Фотохроники ТАСС». Наиболее известные фотоработы того периода –портреты музыкантов Михаила Ростроповича и Дмитрия Шостаковича, ударников труда Алексея Стаханова и Паши Ангелиной.
С «Лейкой» и блокнотом…
Но самую большую известность Евгений Халдей получил как военный фотокорреспондент. Свой первый снимок войны он сделал 22 июня 1941 года в Москве – запечатлел, как люди слушают по радио выступление заместителя главы советского правительства Вячеслава Молотова, объявившего о начале войны.
В начале войны Евгений Ананьвич стал фотокорреспондентом на Северном флоте. Он снимал боевые походы кораблей, воздушные бои. После этого Халдей попал на Черное море, где снимал жаркие бои возле Новороссийска, Тамани, Керчи, при освобождении Севастополя. Затем прошел с красноармейцами Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию. Все 1 418 дней войны от Мурманска до Берлина Евгений Халдей продолжал фотографировать своей камерой Leica III.
Он снимал подписание акта капитуляции Германии, Потсдамскую конференцию, поражение японцев на Дальнем Востоке, Нюрнбергский процесс…
Фотограф Знамени Победы
Но самой известной его работой стало «Знамя Победы над Рейхстагом». Евгений Ананьевич, наверное, сильно бы удивился, если бы узнал, что именно этот снимок станет самой страшной угрозой фейсбучной демократии – администраторы данной социальной сети в праздничные майские дни этого года нещадно блокировали всех, кто посмел выставить на своей страничке эту знаменитую фотографию. Результат получился обратный – тысячи пользователей стали выставлять это фото, снабжая его весьма язвительными комментариями в адрес администраторов. В конце концов Фейсбук отреагировал невнятным объяснением: «Это произошло из-за ошибки автоматизированного инструмента для выявления нарушений».

У этого снимка непростая судьба. Когда Евгений Халдей получил задание редакции ТАСС снять знамя над Рейхстагом, бои за него уже закончились. Он решил сделать постановочный снимок – попросил бойцов попозировать ему со знаменем, которое он принес с собой. Фотокорреспондент нашел нужный ракурс и отснял две кассеты. Героями фото стали бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалев, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев. Когда фотографию уже собирались публиковать, редактор вдруг заметил, что на каждой руке бойца Исмаилова надеты часы: одни – свои, вторые – трофейные. Снимок решили исправить – для этого пришлось удалить вторые часы на пленке иглой. После этого «отфотошопленная» фотография была издана и сразу же стала символом Победы. Таких известных снимков всего два – это фото Евгения Халдея и «Поднятие флага над Иводзимой» американского фотокорреспондента Джо Розенталя.
Удачных снимков у Евгения Халдея было еще много. Например, фото, на котором он запечатлел, как маршал Г. К. Жуков принимал 24 июня 1945 года Парад Победы на Красной площади в Москве. Кстати, именно эта фотография стала прототипом для создания памятника Жукову, установленного в Москве.
Самый полный фотоальманах
«Первый большой сборник работ Евгения Халдея до нашего альманаха выпускался только один раз – в 1979 году мурманским издательством. Он назывался «От Мурманска до Берлина». По тем временам его тираж был небольшим – всего 45 тысяч экземпляров. К тому же многие выдающиеся работы в него не вошли», – говорит Александр Витков.
По его словам, только здесь, на родине Евгения Халдея, была возможность досконально изучить и составить полную летопись его работ. Очень помогли в этом его родственники, живущие в Донецке, – Таисия, Альберт и Станислав Сиделевы, которые сохранили многие уникальные работы фотомастера.
«Нам очень помогла дочь Евгения Халдея – Анна Евгеньевна, у нее сохранился поистине бесценный фотоархив, она помогала нам отобрать из тысяч фотоснимков 250 самых значимых фотографий, которые вошли в окончательную редакцию книги, – рассказывает Александр Витков. – Кстати, даже для самой Анны Евгеньевны многие работы ее отца стали настоящим открытием, многие из них никогда ранее не публиковались».
Также очень серьезную помощь в работе над фотоальманахом оказал Донецкий республиканский краеведческий музей, особенно с уникальными снимками Донбасса времен первых пятилеток и послевоенного периода, когда Евгений Халдей работал в Сталино.
«Альбом получился прекрасным не только по содержанию, но и с точки зрения полиграфии, у него есть суперобложка, хороший переплет, отличная печать, – делится Александр Витков. – Мы очень волновались за результат. Раньше доводилось печатать разные проекты в Днепропетровске, но в нынешних условиях это стало невозможным, поэтому обратились в донецкую типографию «Печатный Дворъ», там издали книгу на высоком уровне».
Помимо фотографий, в альманахе есть замечательная вступительная статья, а также собраны интересные факты из биографии Евгения Халдея.
Например, рассказывается о встречах Халдея с Жуковым. Маршал попросил фотокорреспондента напечатать для него крупные снимки, в том числе Знамени Победы над Рейхстагом и с Парада Победы в Москве. Евгений Ананьевич все сделал и лично привез свои работы на дачу маршалу. Они много общались, там же Халдей сделал еще несколько снимков Георгия Константиновича. Впоследствии оказалось, что это были последние фотографии маршала Жукова, больше его уже никто не снимал.
«Есть много интересных послевоенных снимков, которые нигде не печатались, – отмечает Александр Витков. – Например, фото, где Евгений Халдей день 30-летия Победы снимал на квадриге Бранденбургских ворот, по просьбе фотокорреспондента его подняли туда, и он, по сути, повторил свои же фото, которые он сделал в мае 1945 года. Есть также тоже знаменитый снимок второго варианта Знамени Победы».
Александр Алиев, газета «Донецк вечерний»