Украину сотрясают коммунальные бунты, вызванные совершенно неподъёмными ценами на услуги ЖКХ. А вот неподконтрольный Киеву Донбасс на этом фоне выглядит своеобразным островом если не благополучия, то уж точно спокойствия.
О ценах на услуги ЖКХ в ДНР читайте в заметке донецкого краеведа и путешественника Александра Дмитриевского.
Кто в футболках, а кто в валенках
Одна из самых острых тем, поднимаемых украинскими телеканалами, – это неготовность Незалежной к отопительному сезону. В Кривом Роге жители взяли штурмом местную теплосеть и самовольно запустили котельные. В Смеле горожане пробились в эфир с плакатами «Мы замерзаем!». На общественных слушаниях по поводу остановки троллейбусного сообщения в подконтрольном Украине Северодонецке присутствовавшие сидели в теплых куртках и шапках, а изо ртов ораторов шел пар.
Все это для граждан ДНР относится к разряду пугающей экзотики, находящейся, к счастью, по другую сторону телеэкрана: отопительный сезон в республике стартовал штатно во второй половине октября. Сегодня батареи в донецких домах холодными уж точно не назовешь. Трудностей, конечно, тоже хватает, и они естественны там, где тепловые сети четверть века находились в запущенном состоянии. Но над их преодолением работают, и не без успеха.
Централизованное отопление в ДНР есть везде, где существовало на начало 2014 года, за исключением разве что отдельных наиболее пострадавших от войны мест: там оно заменено индивидуальным. Хотя такие места, скорее, исключение: в том же Донецке есть районы, находящиеся в полукилометре от линии фронта, и там тепло исправно подается в дома. Работники теплосети на этих участках – настоящие герои: раньше, когда обстрелы были частыми, они каждый раз, как только стихнет канонада, выезжали устранять повреждения. Сейчас, к счастью, прилетов в Донецк стало меньше, а вот ясиноватцам и горловчанам приходится работать в таком же ритме, как и зимой 2014–2015 годов.
Тарифы ГП «Донбасстеплоэнерго» – монополиста теплового рынка в республике – едины на всей территории ДНР: с физических лиц взимается 6,96 российского рубля за квадратный метр общей площади при отсутствии приборов учета квартиры или 531 рубль за гигакалорию при наличии счетчика. Впрочем, население не особенно торопится обзаводиться счетчиками: во-первых, в Донецке в самые холодные времена на отопление квартиры редко когда уходит более одной гигакалории в месяц. Во-вторых, одной установкой счетчика не обойтись: место его размещения требует тепло- и гидроизоляции, а также исправности иных коммуникаций, поскольку в сыром подвале он из средства экономии может превратиться в средство выкачивания последних денег.
За кубометр горячей воды жители ДНР платят 35,16 рубля. Впрочем, горячее водоснабжение есть не везде даже в Донецке: в домах старого типа оно чаще всего не предусмотрено проектом, там вместо него установлен титан или газовая колонка, а в более новых зданиях может отсутствовать с середины 1990-х годов. Во втором случае жильцы давно обзавелись газовыми или электрическими бойлерами.
Приехавший в Донецк россиянин часто сталкивается с таким непривычным для него явлением, как автономное отопление в многоквартирных домах. На рубеже ХХ и ХХI столетий, когда цены на отопление росли как грибы после дождя, а качество не выдерживало никакой критики, те, у кого были деньги, отсоединялись от теплосети и ставили у себя в кухне газовый котел. Легально отказаться от услуг теплосети можно только всем домом, но в нашем мире нет ничего невозможного, поэтому фирма, монтировавшая индивидуальное отопление, за определенную сумму решала с кем надо в том числе и этот вопрос. При украинской власти автономное отопление в квартире было значительно выгоднее центрального, но при нынешних расценках на тепло срок окупаемости вырос в несколько раз.
Весьма интересным будет сравнение с расценками «на той стороне»: возьмем для примера Краматорск, ныне являющийся резиденцией украинского губернатора. Стоит отметить, что цены на услуги ЖКХ по Украине не являются едиными и даже в одном и том же городе могут сильно различаться по районам. На момент написания статьи за одну украинскую гривну давали 2,37 российского рубля, в ноябре курс колебался в коридоре 2,30–2,45. Это к тому, что украинские цены во избежание ошибок и недоразумений буду приводить как в гривне, так и в пересчете на рубль по курсу в день написания.
Итак, ПО «Краматорскмежрайтеплосеть» берет с получателей услуг 36,11 гривны (85,58 рубля) за квадратный метр или 1433,30 гривны (3396,92 рубля) за гигакалорию. У КП «Краматорская теплосеть» расценки составляют 37,16 гривны (88,07 рубля) и 1240,82 гривны (2940,34 рубля) соответственно; у ООО «Краматорсктеплоэнерго» – 33,31 и 1105,58 гривны (78,94 и 2620,22 рубля). Кубометр горячей воды ПО «Краматорскмежрайтеплосеть» продает за 86,40 гривны (204,77 рубля), КП «Краматорская теплосеть» – за 75,90 гривны (179,88 рубля), ООО «Краматорсктеплоэнерго» – за 68,90 гривны (163,29 рубля). Несложный подсчет показывает, что на украинской стороне расценки шестикратно превышают донецкие, в то время как зарплаты по обе стороны линии разграничения примерно одинаковы.
Реструктуризация по-донецки
Следующая по значимости после отопления статья коммунальных расходов у граждан – это электричество. Из шести мощных электростанций бывшей Донецкой области под контролем ДНР остались Зуевская и Старобешевская, и их генерации в основном хватает на покрытие внутренних потребностей. В ЛНР ситуация похуже: там единственная крупная электростанция находится под контролем Украины, поэтому основную массу электричества республика получает от Волжского каскада ГЭС. Впрочем, обе республики давно интегрированы в российские энергосистемы и от Украины в этом вопросе не только никак не зависят, но теперь даже и не контактируют с ней.
В ДНР, если потребитель израсходовал менее 150 кВт·ч электроэнергии в месяц, в городе он заплатит 61,68 российской копейки за кВт, в селе – ровно 57 копеек, в квартире с электроплитой –47,40 копейки. Если показания счетчика составили от 150 кВт·ч до 800 кВт·ч в месяц, то горожанин за киловатт заплатит 83,88 копейки, сельский житель – 77,52 копейки, а обитатель квартиры с электроплитой – 64,44 копейки. Ну а за все, что больше, физическим лицам придется платить 2,6808 рубля за кВт. В помещениях с электрическим отоплением в период с 1 октября по 30 апреля расход до 5000 кВт·ч в месяц оплачивается по тарифу 47,40 копейки, все, что свыше, – 1,9152 рубля за кВт. С мая по сентябрь там действует тариф как для помещений с электроплитой.
На украинской стороне ПАО «ДТЭК Донецкие электросети» при объеме потребления до 100 кВт·ч в месяц берет с физических лиц 90 украинских копеек (разменная монета в России, на Украине и в Белоруссии называется одинаково) за кВт, что соответствует 2,13 российского рубля, а каждый кВт свыше обойдется в 1,68 гривны (3,98 рубля). При этом тариф одинаков и для города, и для села, а также не учитывает, какая плита на кухне – газовая или электрическая. В помещениях с электрическим отоплением в период с 1 октября по 30 апреля расход до 3000 кВт·ч в месяц оплачивается по тарифу 90 украинских копеек, а свыше – в 1,68 гривны.
Газ на украинской стороне с 1 ноября этого года стоит 8550 гривен (20263,5 рубля) за тысячу кубометров, что более чем в девять раз превышает аналогичные расценки в ДНР. В Донецке за такой объем люди платят всего 2178 российских рублей. В плане газа ДНР и ЛНР также не зависят от Украины и получают его напрямую из России.
С водой ситуация хуже: вода – предмет торга между республиками Донбасса и Украиной. Однако ДНР является транзитером воды из Северского Донца для подконтрольных Украине Красноармейска, Доброполья и Мариуполя. Поэтому приходится договариваться.
О воде, поднимающейся на водораздел Донецкого кряжа, можно написать целую поэму: большинство из нас представляет канал как некую рукотворную реку, но тот, который подает живительную влагу в Донецк, является трубой с диаметром как у тоннеля метро, в которую закачано содержимое под баснословным давлением. Случись пробоина – и для ее заделывания нужна инженерная машина на шасси тяжелого танка: что-то более легкое вырывающаяся струя воды отбросит в сторону. Сейчас во многих местах канал проходит по прифронтовой зоне.
Тем не менее в ДНР тариф на воду для населения составляет 6,74 рубля за кубометр, на стоки – 4,27 рубля за кубометр. А вот на подконтрольной Украине стороне, где расположен водозабор, водоснабжение людям обходится в 10,836 гривны за кубометр (25,75 рубля), а водоотведение – в 7,188 гривны (17,04 рубля). Разница в ценах – почти четырехкратная.
Квартплата в Краматорске колеблется в диапазоне от 5,40 до 7,68 гривны (12,79–18,20 рубля) за квадратный метр, причем сложно найти два дома с одинаковым тарифом. В ДНР расценки составляют 2–5 российских рублей за квадратный метр в зависимости от благоустройства дома. Дончанин, проживающий в «сталинке» или «хрущевке» без лифта и мусоропровода, но с газовой плитой и газовой колонкой, будет платить примерно 3 рубля за квадратный метр.
Вывоз мусора – единственная коммунальная услуга, на которую даже в ДНР нет единых тарифов: каждая компания назначает свою цену, не сильно отличающуюся от других. В зависимости от категории здания за эту услугу в Донецке с жителя попросят от 18,70 до 28,88 рубля, а вот в Краматорске это удовольствие обойдется от 17,16 до 18,45 гривны (40,67–43,73 рубля).
В итоге средние ежемесячные расходы жителя двухкомнатной квартиры в донецкой пятиэтажке составляют чуть более 1000 рублей в месяц, ну 1500 от силы. При этом платящий будет не сильно заботиться об экономии газа, воды или электричества. За такую же самую жилплощадь краматорчанину приходится платить примерно 4000 гривен, что эквивалентно 9500 российских рублей.
В принципе, на подконтрольной Украине стороне можно оформить субсидию, чтобы платить раза в полтора меньше, но даже в этом случае придется считать каждый кВт и каждый кубометр. Многие так и поступают, однако субсидию назначают не каждому: надо быть официально трудоустроенным и зарегистрированным на данной жилплощади. Если же снимаешь квартиру неофициально и получаешь зарплату в конверте, то никаких поблажек не жди. Сейчас также украинские власти начинают отслеживать приходящие в страну переводы от гастарбайтеров со вполне понятными целями, поэтому ряды получателей субсидий могут скоро сильно поредеть.
В ДНР системы субсидий нет как таковой, однако там действуют все льготы по оплате услуг ЖКХ, которые существовали на момент провозглашения. Первые месяцы существования республики действовал мораторий на отключение неплательщиков от услуг, но сейчас он снят: у людей появились деньги, пусть и небольшие, а те же 1500 в месяц – сумма вполне подъемная для работающего человека. Пенсионеру будет труднее, однако на одну местную пенсию в ДНР мало кто живет: или подработку человек найдет, или еще и на Украине получать станет. Поэтому с задолженностями по оплате услуг ЖКХ в республике начинают бороться. Борьба эта имеет преимущественно мягкие формы: при достижении долгом определенной суммы человека будут до последнего убеждать погасить его и только в случае неудачи подадут в суд. Хотя если должник хоть что-то платит и его долг не растет, то, скорее всего, его не тронут. С недавнего времени также действует правило, согласно которому должник имеет право заключить с поставщиком услуг договор на реструктуризацию задолженности со сроком до пяти лет и правом досрочного погашения.
По материалам Информагентства «ДОН 24»