Многие жители поселка Александровка, несмотря на страшные обстрелы в 2014–2016 годах, не оставили свою землю и до сегодняшнего дня, насколько это возможно, учатся и работают, растят детей, ведут подсобное хозяйство. Корреспондент газеты «Донецк вечерний» несколько раз приезжала сюда, чтобы как можно больше узнать о здешней жизни.
Добраться до поселка можно автобусом № 99 (Петровский район г. Донецка) с ул. Добровольского. На остановке в поселке я познакомилась с Аллой Владимировной. Она пенсионерка, принимает активное участие в воспитании внуков. По ее словам, многие в поселке выживают за счет огородов – это хорошее подспорье для семей.
«А вообще, у нас «весело». Вон там уже видны украинские позиции, – показывает она в сторону Марьинки. – Столько было разрушений, пожаров, вы себе представить не можете. Было такое, что скорая не могла к нам приехать. Всех, кто работал под обстрелами, считаю героями».
Одним из таких героев она называет своего земляка Александра Леонтьевича: «Без него здесь не было бы жизни. Из-за сильных боевых действий мы оставались без света. Он чинил провода, и его неоднократно обстреливали. Как-то он «висел» на столбе и матерился на «укропов»: «Что же вы делаете? Я же провода чиню, а вы стреляете».
Внучка Аллы Владимировны ходит здесь в спортивную секцию. «Тренер Сергей Степанович Северин не только проводит занятия по карате, он также постоянно возит наших детей на всевозможные экскурсии в Донецк, чтобы дети отвлеклись от обстрелов, сменили обстановку», – говорит она.
Учеба под канонаду
В центре поселка находится александровская школа. В ней учатся 210 учеников. Перед зданием установлен большой мраморный крест с табличкой, где указано, что на этом месте стоял православный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, храм был взорван в 1936 году.

Местной школе в первые годы войны сильно досталось от украинских «освободителей»: рядом с ней приземлилось пять ракет «Града» и девять мин. Ребята говорят, что у них есть четкая инструкция по безопасности: звонит один длинный звонок – значит, обстрел, два коротких – пожар. Во время обстрела ученики отходят от окон ближе к стене, спускаются в убежище.
Во время моего приезда во дворе школы одиннадцатиклассники репетировали вальс для выпускного вечера. Знакомлюсь с молодыми ребятами: Света, Сергей, Даниил, Дарина, Дарья, Карина, Настя и Влад. В этом году выпускается всего десять человек. Они планируют поступать в донецкие учебные заведения и уже определились с профессиями: в будущем хотят пополнить ряды медиков, экономистов, педагогов, кибернетиков и правоохранителей.

Когда в очередной раз я была в поселке, школьники писали экзамен по биологии. К счастью, в этот день не стреляли. А ведь в 2015 году из-за обстрелов ученикам александровской школы пришлось сдавать выпускные экзамены в подвале школы.
Местный герой
Наконец-то состоялось мое знакомство с Александром Леонтьевичем. Ему 77 лет. О нем тепло отзываются местные жители и лично глава поселка Константин Чалый за его отзывчивость и неравнодушие к чужому горю. Когда из-за сильных обстрелов в поселке некому было ремонтировать линии электропередач, за это взялся Александр Леонтьевич, этого требовала военная ситуация.
«Когда били по поселку, ужас что творилось. Попали в высоковольтную линию. Чинить было некому, ремонтировал, чтобы люди были со светом. Не раз работал под обстрелами. В 2014 году – на улице, близкой к Марьинке (а там сидели украинские военные), я залез на столб, привязался. Я понимал, что нахожусь в поле зрения снайпера. Он выстрелил в изолятор. Изолятор разлетелся над моей головой. Внизу ребята, которые помогали, испугались, что снайпер меня убьет. Я не стал делать резких движений, поднял плоскогубцы, подержал, смотрю, не стреляет. Продолжил работу. Люди были со светом», – вспоминает он.

«Как-то с ребятами начали восстанавливать провод, я услышал свист. Сказал: «Ребята, ложись». Легли в овраг. Снова свист, работали из миномета… Таких случаев за годы войны было очень много… Перебили провода на улице Шевченко, я только залез на столб, тут же пошла автоматная очередь. Я не выдержал и по-шахтерски им ответил. Стрелять перестали», – рассказывает Александр Леонтьевич.
Сносило крыши и стены
В Александровке от обстрелов пострадало множество домов. В числе разрушенцев – Ирина, она является опекуном двоих малолетних детей. Семья живет на центральной улице – Школьной.
Ирина с супругом показывают свой дом. В январе 2015 года в дом попала ракета «Града», а до этого рядом приземлились две мины. «Мы остались без крыши, окон и дверей», – вспоминает женщина.

Семья переехала на съемную квартиру, а когда накрыли крышу пленкой, вставили окна, вернулись в свой дом. «Только через пять лет мы покрыли дом шифером», – показывает и рассказывает Ирина, что им пришлось пережить.
Отчаянный таксист
Я следую дальше по поселку. У одного из домов стоит машина с шашечками. Таксист Виталий Сороколетов работает по Петровскому району, выезжает на вызовы клиентов, несмотря ни на что. Нередко подъезжать приходится к домам, стоящим в нескольких сотнях метров от украинских позиций. К счастью, Бог миловал. «Я знаю, что там сидит снайпер… Я спокойно подъезжаю, разворачиваюсь, понимаю, что сейчас мне что-то прострелят, и уезжаю. И так постоянно. Вот так и работаем», – говорит Виталий.
Чтобы не слышать звуки обстрелов, таксист врубает музыку погромче: «Ничего не слышишь, ничего не видишь. А когда мне кто-то начинает рассказывать, что туда лучше не ездить, я стараюсь это не слушать».
Виталий старается не обращать внимания и на слухи о наступлении украинских военных, считает, что подобные разговоры вносят смуту в массы.
Оказались в огне
До войны семья Любови Николаевны жила в Донецке, а в 2012 году купила дом в Александровке. Сама женщина говорит, что бежали от городской суеты, а оказались в огне.
«Если мы прозевали начало обстрела, то с мужем беремся за руки и на счет три вылетаем из дома – все собаки с нами – и бегом в погреб. Бывает, что даже не успеваем. Снаряд попадает в саду в дерево. Это такой мощности взрыв, что кажется, что дом снесло. Это очень страшно», – рассказывает Любовь Николаевна, у нее невольно наворачиваются слезы.
По ее словам, особенно страшно было в 2014–2015 годах, когда месяцами приходилось сидеть в погребе. Но и сейчас нередко по двору летают пули, пробивая заборы, окна, крышу. Некоторые жители поселка погибли или получили ранения от таких шальных пуль в своих дворах.
Животные под прицелом
У входа в один из магазинов пенсионерка Людмила Ивановна продает домашнее молоко. Оно пользуется большим спросом – нередко ей звонят с Петровки, просят: «Привезите вкусного молочка».
Людмила Ивановна с мужем держит животных очень давно. Первое время, когда начинались обстрелы, коровы вскакивали, но потом привыкли и перестали на них реагировать. Женщина вынуждена пасти своих животных прямо на линии фронта.
«Однажды телка попала под артобстрел – ее посекло осколками. Но, слава Богу, раны зажили, и наша корова еще родила теленка», – рассказала женщина. Сама она за годы войны не раз попадала под обстрелы украинских снайперов и артиллеристов.
Людмила Ивановна говорит, что люди в поселке до сих пор вынуждены ночевать в погребах, опасаясь обстрелов.
Ум не может вместить, как жители Александровки, уставшие донельзя от обстрелов, не разучились оставаться людьми, помогать тем, кто оказался в беде. «Вечерка» рассказала лишь о малой части жизни наших земляков. На самом деле историй так много, что их хватит на целую книгу.
Виктория Лев, газета «Донецк вечерний»


















Посещая сайт vsednr.ru, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, сбор которых осуществляется «Всё о ДНР». «Всё о ДНР» может использовать указанные данные для их последующей обработки системами Яндекс.Метрика и др., которая осуществляется с целью функционирования «Всё о ДНР». Ознакомиться с Политикой конфиденциальности можно по