Непосредственно перед Страстной неделей вспоминается событие, которое стало последней каплей для завистливых фарисеев, окончательно решившихся привести в исполнение свой черный замысел. Это воскрешение Христом Своего друга Лазаря, свидетелями которого стали не несколько, а сотни человек, пришедших на паломничество в Иерусалим. Все они признали в Иисусе обещанного Мессию и постилали свои одежды и ветви во время Его входа в Иерусалим. Туда Христос вошел торжественно, восседая на молодом ослике, как и говорилось о приходе Мессии в древних пророчествах. Эти евангельские события вспоминают христиане в Лазареву субботу и следующее за ней Вербное воскресенье – праздник Входа Господня в Иерусалим.
По сути, торжественный вход в святой город – это вход Христа на вольную страсть. Следующие шесть дней до Пасхи Церковь называет страстными, или, иначе, великими днями.
Великий понедельник
Вспоминается прощальная беседа Спасителя с учениками. Глядя с горы Елеон на город Иерусалим, Господь предрекает его разрушение и говорит также о том, что будет в конце времен.
Великий вторник
Христос входит в Храм Божий и выгоняет оттуда продавцов и менял, которые превратили его в рынок. В притворе Храма Спаситель учит народ, в притчах рас- сказывая о Своем грядущем Втором пришествии.
Великая среда
День предательства Христа Иудой. Также вспоминается евангельский эпизод с кающейся грешницей: некая женщина подошла и омыла ноги Христа драгоценным миром, имевшим в два раза большую стоимость, чем 30 сребреников, полученные Иудой за предательство. По словам Спасителя, помазав Его миром, женщина приготовила Его тело к погребению.
Великий четверг
Воспоминание Тайной вечери, день установления таинства евхаристии – причащения Тела и Крови Христовых. Перед вечерей Спаситель омыл ноги апостолам. В память об этом в Иерусалиме, Москве и некоторых других городах патриарх омывает ноги всем служащим вместе с ним священникам. Значение этого действия – истинный пастырь должен быть слугой для всех.
После Тайной вечери Христос уединяется для молитвы в Гефсиманском саду. Это последняя молитва Иисуса перед крестными страданиями. Спаситель просит учеников не спать и молиться вместе с Ним, но в итоге сон их одолевает. В Гефсиманском саду Христа находит Иуда, который приводит вместе с собой стражников. Он дает солдатам тайный знак: схватить нужно того, кого он поцелует…
В вечер Великого четверга в храмах совершается особое богослужение – чтение Двенадцати Страстных Евангелий (отрывков из Евангелия, где описываются все эти события).
Великая пятница
После ночного заключения в темнице Христа поочередно ведут на суд то к первосвященнику Анне, то к правителю Ироду Антипе, то к римскому прокуратору Понтию Пилату. Примечательно, что даже язычники и враги иудейского народа – римские власти – не решаются приговорить Узника к смерти, а иудейский первосвященник не имеет на это права. Именно поэтому Христа вначале осуждают на избиение плетью. Фарисеи и книжники подстрекают народ, падкий на кровавые зрелища, требовать от властей смертной казни, причем самой страшной и позорной даже по тем жестоким временам – через распятие.
В качестве последнего аргумента Пилат выводит к разъяренному и кричащему народу двух узников: Христа, учившего добру и исцелявшего людей, и отпетого разбойника Варавву, для того чтобы контраст этих двух осужденных не вызывал никаких сомнений. Понтий Пилат сам уговаривает народ помиловать невинного и осудить на казнь того, кто ее справедливо заслуживает. Но народ выбирает Варавву… Пилат прилюдно умывает руки, показывая, что он не участвует в этом решении, чтобы ни у кого впоследствии не возникло желания его обвинить: ведь творится явная несправедливость. Опасаясь назревающего бунта народа, Пилат малодушно соглашается на беззаконное решение и отправляет Христа на распятие.
Весь этот день христиане хранят строгий пост, некоторые полностью воздерживаются от пищи. Утром в храмах выносится плащаница с изображением положенного во гроб Спасителя. Вечером совершается особый чин погребения плащаницы – вспоминается снятие с Креста и положение Христа во гроб.
Великая суббота
Согласно преданию Церкви, после крестной смерти Христос спустился туда, куда попадали все души грешников – в ад – и вывел оттуда всех, кто согласился пойти за Ним. Первым в рай вступил разбойник, который был распят по правую сторону от Христа и в предсмертных страданиях произнес: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое!»
Суббота – день, священный для иудеев, когда они стараются воздерживаться от всякой работы. Именно по этой причине снятие с Креста и погребение Христа проходило в спешке. Для погребения был выбран ближайший склеп, расположенный у подножия Голгофы. Сразу же после окончания субботы, утром следующего дня, верные Своему Учителю женщины поспешили к склепу с благовониями, чтобы закончить обряд погребения. Однако вместо закрытой камнем двери, куда фарисеи для надежности приставили стражников, они увидели пустой грот, а затем встретились с Воскресшим Господом…
Утром в Великую субботу совершается литургия. С 20:00 в храмах начинается чтение Деяний святых апостолов. Ночное пасхальное богослужение начинается в 23:00 и продолжается примерно до середины ночи. Утром на Пасху обычно литургия не совершается. Торжественные пасхальные богослужения продолжаются всю неделю, которая называется Светлой, но завершится празднование Пасхи только в среду перед Вознесением – 27 мая.
Пресс-служба Горловской епархии УПЦ