Как сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной политики ДНР, ведомством уже проведена подготовительная работа по разработке проекта Плана мероприятий перехода республики на систему классификации профессий и профстандартов РФ. Предварительный проект Дорожной карты включает в себя ряд мероприятий, перечень которых не является исчерпывающим, и в дальнейшем может быть расширен с учетом предложений отраслевых министерств и ведомств.
Донецкая Народная Республика в своём становлении ориентируется на опыт РФ, где созданы нормативные и организационные условия для развития системы профессиональных стандартов (квалификационных требований к работникам) как альтернативы существующей системе документов, регламентирующих рынок труда.
Стремление соответствовать стандартам РФ требует существенных изменений в вопросах регулирования рынка труда, а профессиональное качество трудовых ресурсов относится к стратегической задаче развития нашей Республики. Поэтому особенно значимым, с практической точки зрения, является вопрос распространения на территории ДНР Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийского классификатора занятий, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов РФ.
Так, в Российской Федерации начало процесса формирования национальной системы квалификаций было положено в 2006 году. Только на создание методической базы для запуска новых механизмов регулирования качества трудовых ресурсов потребовалось 5 лет. В целом, процесс разработки профессиональных стандартов в рамках государственного заказа в РФ был запущен в начале 2013 года, то есть практически спустя шесть лет с момента начала формирования национальной системы квалификаций.
На сегодня в РФ используется два определения профессионального стандарта:
1. Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Данное определение использовалось с 2007 года во всех документах, разработанных с участием Центра изучения проблем профессионального образования, НАРК, Федерального института развития образования и утвержденных Российским союзом промышленников предпринимателей.
2. Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности. Именно в данной трактовке понятие «профессиональный стандарт» введено в 2012 году в Трудовой кодекс Российской Федерации.
В РФ Министерство труда и социальной защиты определено как исполнительный орган государственной власти, координирующий на уровне РФ вопросы, связанные с разработкой профессиональных стандартов. Непосредственно организацией этой работы занимается Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, в структуре которого создан Центр по профессиональным стандартам.
НИИ труда осуществляет прием заявок на разработку профстандартов, организовывает взаимодействие с разработчиками, курирует процедуры экспертизы и утверждения профстандартов, ведет соответствующие реестры.
Разработка профессиональных стандартов осуществляется объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными НКО с участием образовательных учреждений профессионального образования и других. Это принципиально важная позиция, которая закрепляет ведущую роль и ответственность профессиональных сообществ при формировании квалификационных требований к работникам в целях максимального соответствия уровня профессионализма трудовых ресурсов задачам развивающегося производства. Кроме того, в РФ принят ряд законов, распоряжений и постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют вопросы разработки и применения профессиональных стандартов.
Поэтому разработка профессиональных стандартов и квалификационных характеристик в ДНР представляет собой трудоемкий процесс, требующий комплексного и системного подхода, и должна осуществляться высококвалифицированными специалистами с привлечением научно-исследовательских институтов, отраслевых министерств, других органов исполнительной власти, объединений организаций работодателей, заинтересованных организаций и учреждений.
Однако, на сегодняшний день, в ДНР отсутствуют законодательные акты, регулирующие деятельность объединений организаций работодателей (профессиональных сообществ), которые будут непосредственно участвовать в разработке профессиональных стандартов и взаимодействовать с системой профессионального образования, а также органы, на которые будет возложена координация политики в сфере профессиональных квалификаций, соответствующие научно-исследовательские институты и специализированные учреждения.
Квалификационные и профессиональные требования, предъявляемые к работникам в настоящее время, не во всех случаях соответствуют требованиям российских профстандартов. Также существует объемный перечень профессий, имеющих идентичные наименования, но различных по содержанию и компетенциям. В связи с этим, от отраслевых министерств и ведомств Республики также потребуется проведение работы по разработке планов мероприятий по переходу на новую систему классификации профессий и профстандартов РФ.
Таким образом, переход на российские стандарты представляет собой сложный многоуровневый процесс, затрагивающий все сферы деятельности Республики и требующий консолидации действий всех отраслевых министерств и ведомств, и является одним из основных этапов процесса интеграции Донецкой Народной Республики в экономическое пространство Российской Федерации.