На тепловой электростанции в Донбассе увековечены пионеры русской паротехники
В Донецкой Народной Республике имеется яркий образец советского промышленного монументального художественного искусства. Причем в Зугрэсе изображен сюжет, который нечасто встретишь на просторах бывшего Советского Союза
Панно в холле и мозаика в машинном зале Зуевской тепловой станции
Зуевская тепловая станция (при вводе в эксплуатацию имело название ЗуГРЭС-2) – энергетическое предприятие довольно молодое по возросту. Запуск первой очереди ее был осуществлен в 1982 году. А в последующие годы здесь продолжалось строительство новых энергоблоков. Но в этой статье речь пойдет не об этом.
Строительство этого предприятия энергетической отрасли проходило в советские времена. В СССР всегда уделяли большое внимание отображению людей труда в искусстве. На крупнейшие стройки Советского Союза постоянно ездили творческие «десанты» самых известных художников, скульпторов, кинорежиссеров и театральных деятелей. После таких командировок создавались яркие образы в картинах, памятниках, фильмах, театральных постановках и т.д. Особое место в этом всем занимало монументальное искусство. Оно должно было своим величием вдохновлять советских людей на трудовые подвиги, показывать им, что они делают огромной важности дело. Не были исключением и интерьеры самих промышленных предприятий, в том числе и ЗуГРЭС-2.
Практически сразу после входа в административное здание ТЭС, в холле перед актовым залом, в глаза посетителю бросается яркое художественное панно. Оно посвящено основоположникам российской паротехники. В центре работы изображены две ростовые фигуры великих русских ученых с указанием годов их жизни – Михаила Васильевича Ломоносова и Ивана Ивановича Ползунова, которому, кстати, в 2018 году исполнилось 290 лет со дня рождения. Также, при дальнейшем осмотре панно, здесь видим изображение и повозки на паровой тяге и первого русского паровоза братьев Черепановых. Одним словом, вся история русской паротехники. В главном же машинном зале Зуевской ТЭС находится большая монументальная мозаика, на которой показана важность работы энергетика.
После увиденного захотелось узнать историю возникновения этих работ и их авторов. И кое-что удалось выяснить. При более тщательном визуальном осмотре панно в административном корпусе Зуевской ТЭС обнаружилось, что оно не безымянное. Там есть подпись «А.Дереза» и год его создания – 1985.
Известный художник-монументалист
Как оказалось, что автором этой работы является известный донецкий художник, член Союза художников УССР и Союза художников СССР.
Из протокола №8 от 5 сентября 1990 года заседания правления Донецкой организации Союза художников УССР узнаем, что его тогда рекомендовали принять в члены Союза художников Советского Союза на основе решения бюро творческой секции монументально-декоративного искусства и заявляния самого художника. В этом документе также была приведена его краткая биография и рассказано о его на тот момент, по мнению коллег, самых известных творческих работах. Итак… Рекомендации на поступление в члены Союза художников СССР ему дали Жуков Г.В., Орликов Е.И., Тищенко Г.В. Проголосовали «За» — 9, «против» — 3.
«Анатолий Федорович Дереза, 1952 года рождения, украинец, член КПСС, окончил Харьковский художественно-промышленный институт, факультет «Интерьер и оборудование» в 1979 году. Творческая специальность — художник-монументалист.
Творчески активный художник. Работает в области монументального искусства с 1979 года, а также станковой живописи. Начало творческой деятельности с 1969 года (областная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В.И.Ленина в Донецке). Участник Всесоюзной (1983), 5 республиканских (1980, 82, 83, 85, 87), 2-х межобластных (Киев, Ростов-на-Дону) художественных выставок. Персональная выставка произведений Анатолия Дерезы экспонировалась на Международной выставке «Уголь-90» в Донецке», — указывались некоторые подробности биографии художника в официальном документе, который теперь хранится в Госархиве ДНР.
В качестве наглядных работ предлагались следующие произведения этого автора: «Металлурги» — витраж в интерьере электро-металлургического техникума в Донецке (1980); «Украинские мотивы» — витраж-триптих в интерьере столовой завода точного машиностроения (1987); «Колядки», «Жнива», «Веснянки» — витражи в интерьере детской горбольницы №1 Донецка (1989), экспонировавшиеся на выставке «Уголь-90» в Донецке; «70 лет Октябрю» — витраж в интерьере музея Красногоровского огнеупорного завода (1990); «Солнце и море», «Розы и терриконы» — мозаика на фасаде здания пионерлагеря «Маяк» в Широкино.
«Полгода сидел в технической библиотеке»
Автору удалось побеседовать с художником, который создал художественное панно в холле административного корпуса Зуевской тепловой электростанции. Анатолий Федорович Дереза сразу вспомнил ту работу 1985 года. «Перед тем как начать роспись — полгода просидел в технической библиотеке, изучая практически все историю развития теплотехники в России. Эскиз панно первоначально состоял из 12 фигур. Я постарался тогда отразить все самые выдающиеся открытия России в этой сфере техники, все, что было связано с использованием пара. Среди прочих фигур был и самолет Можайского с паровой машиной. Этот эскиз был утвержден на заседании художественного совета областного отделения Союза художников УССР. Затем тогда требовалось утвердить его в Киеве. А там получилась целая «драчка» по поводу моего эскиза между двумя известными профессорами», — рассказал первые подробности создания панно Анатолий Дереза.
Спор возник между двумя профессорами Киевского художественного института – известными художниками – Виленом Андреевичем Чеканюком (1932-2000) и Александром Васильевичем Вороной (1925). По словам художника Дерезы, первому очень нравился представленный эскиз, а второй делал замечание по поводу того, что якобы панно расписано в чересчур рыжий цвет – в охристые тона. «И когда на Республиканском худсовета Чеканюк вышел отдышаться после спора на десять минут, то Ворона вынес вердикт и сказал мне, чтобы я учел свои «ошибки». Пришлось в ЗуГРЭС-2 возвращаться не в очень приподнятом настроении. После этого я представил в Киев уже переработанный эскиз панно, но там он снова не понравился, потребовали снова показать первоначальный. Одним словом, в Киеве решили, чтобы я оставил всего две фигуры на панно – Ломоносова и Ползунова, только тогда Республиканский худсовет дал «добро» на работу. Пришлось так и сделать. Потом приехал в Зугрэс и в течение недели выполнил работу», — вспомнил Анатолий Федорович. По словам художника, объем росписи был достаточно большим – стена длиной 9 м и высотой примерно 4 метра.
«Я потом интересовался у людей: как им моя работа? Все кого я встречал, говорили, что очень хорошее панно и им оно нравится», — отметил автор работы.
На вопрос: работал ли он и над мозаикой в машинном зале станции? Анатолий Дереза дал отрицательный ответ. «Эта была работа скульптора, ныне уже покойного, Александра Газовского. Он делал ее сам. Правда, рассказывал, что чуть не оглох от этого. Ведь в машинном зале постоянно шум от работающих турбин и поэтому скульптору пришлось работать в наушниках. Больше подробностей по созданию мозаики не помню», — отметил художник.
Так или иначе, эти художественные работы уже стали историей и частицей культурного достояния Донецкой Народной Республики. Они отображают неразрывную историческую связь нашего края с Россией, показывают талант наших людей, важность созидательного труда. И наша задача теперь сделать так, чтобы эти монументальные работы смогли увидеть и последующие поколения наших земляков.
Анатолий Жаров