Глиняные изделия Александра Ткаченко напоминают античные произведения искусства, дошедшие до нас из глубины веков. Но нет, эти кувшины, амфоры, чайники созданы недавно руками нашего талантливого земляка, знатока истории и народного прикладного творчества.
Александр Викторович познает мир с помощью гончарного круга, давая жизнь неповторимым глиняным сосудам, и помогает познать историю быта различных народов всем тем, кто неравнодушен к культурным ценностям.
Искусство изготовления глиняных сосудов – одно из самых древних. Ему тысячи лет, и в этом искусстве раскрывались культура и традиции всех народов мира. Сегодня, когда производство практически всех изделий поставлено на промышленную основу, ручная работа гончара – большая редкость. Но у нас в Донбассе есть такой человек, который продолжает поддерживать и развивать многовековое искусство.
Со знатоком этнографии и мастером гончарного круга Александром Ткаченко корреспондент газеты «Макеевский рабочий ДНР» встретился в Республиканском доме народного творчества и кино. К сожалению, нынешняя ситуация с карантином и ограничениями в связи с предупреждением распространения коронавируса помешала нам принять участие в культурно-просветительном проекте «В гостях у гончара», где был запланирован мастер-класс по изготовлению гончарных изделий. Но беседа на тему «Гончарство как способ познания мира» для нас все же состоялась.
— Технология изготовления изделий из глины сложна и таит в себе множество секретов. Я постигал их на протяжении всей жизни, вкладывал много упорства и труда, изучал традиции этого старинного ремесла, — рассказал Александр Викторович. — На гончарном круге я создаю форму изделия недолго, минут 15-20. Но я долго к этому готовлюсь, изучаю историю этого изделия, каждую его линию и рисунок. Затем следует самый длительный процесс – сушка. Глина – живой материал, и здесь главное не дать ей изменить форму, не дать испортить задумку. Красота – это одно, но я делаю и функциональные изделия, которыми люди могли бы пользоваться. Все это стараюсь объединить в процессе работы. А если учесть, что работа ручная, то двух одинаковых предметов у меня не бывает.
Александр Ткаченко – потомственный шахтер. Интересоваться гончарством начал еще с детства, но тогда мало что получалось, не у кого было учиться. Жизненные дороги привели его на строительный объект, где случилось несчастье – он упал с третьего этажа и сломал кисти рук. Не мог держать даже чашку. К врачам, конечно, обращался, но и сам решил себе помочь. Изучил много медицинских книг, в том числе китайскую медицину, делал необходимые упражнения. И за полгода восстановился. Ведь именно руки – его главный инструмент в работе с глиной. И тогда у него начало получаться то, к чему он стремился всю жизнь. Десять лет назад была создана первая школа «Донецкая гончарня». Здание мастерской расположено на улице Взлетной, недалеко от Донецкого аэропорта. Школа пользовалась огромной популярностью – все занятия были расписаны наперёд. Как Александр переживал о свом детище, когда в 2014-м начались бои в аэропорту! Увы, зимой 2015 года мастерская была полностью разрушена. Понадобилось две недели, чтобы восстановить гончарный круг, а затем пришлось искать новое место для работы и для занятий.
Одна из важных составляющих изготовления керамики – хорошая глина. Ранее Александр привозил ее с севера Донецкой области, в основном изпод Славянска. Но появилась линия разграничения, и поставка сырья была утрачена.
— Никогда не надо сдаваться, — говорит Александр. – Я засел за интернет, но потом понял, что большую пользу мне принесут библиотеки. Я нашел книги о древних ремеслах, о гончарных производствах на территории к югу от Донецка. Во многих селах процветало это искусство. А где гончар, там и хорошая глина. Вот таким образом я нахожу месторождения глины, с которой работаю. Помогают и друзья. Почти всегда я использую глину, состоящую из двух типов пор — закрытых и открытых, поэтому посуда, например, чайник, остывает медленно, к тому же поры позволяют ему «дышать». Глазурь на своих изделиях я использую редко.
Кстати, глина, которая попадает в руки мастера, проходит самый тщательный контроль. Александр отправляет ее в санстанцию, где делают экспертную оценку природного материала.
Сейчас гончар арендует для своей мастерской подвальное помещение в одной из многоэтажек Донецка. Он – руководитель самодеятельного объединения прикладного и декоративного искусства. Его лекции и мастер-классы с удовольствием посещают сотни школьников и взрослых.
До войны Александр проводил мастер-классы во многих городах – от Изюма до Новоазовска, от Ростова до Днепропетровска. В своих работах мастер воссоздавал местные манеры и техники изготовления гончарных изделий. Одним из своих достижений Александр считает и то, что в свое время научил искусству гончара людей с ограниченной подвижностью инвалидов-колясочников. Это теперь для них не только увлечение, но и возможность заработка.
Надо всегда находить в себе силы и начинать всё заново, считает Александр. Сегодня он продолжает создавать глиняные шедевры, параллельно популяризируя среди соотечественников искусство гончарства. Чтобы делиться опытом и учиться новому, дончанин недавно побывал у российских коллег. На его выставках и мастер-классах всегда много желающих сесть за гончарный круг и окунуть руки в мягкую глину. Мастер этому не удивлён – по его глубокому убеждению, несмотря на развитие всевозможных современных технологий, гончарство себя не изживёт.
На красивых и утонченных глиняных изделиях проставлено имя донецкого мастера. Таких не найдешь больше нигде, ведь они воссозданы по описаниям из книг, по рассказам стариков разных местностей и народов. Поэтому сосуды и ценятся среди гончаров и коллекционеров. Их можно найти в коллекциях многих стран мира – в Европе, Азии, Америке.
— Для меня гончарство — это не профессия, а образ жизни, — говорит Александр. – И я рад, что храню секреты древнейшего искусства.
Ирина Романова, газета «Макеевский рабочий»