Чем опасен «синдром отличника» и как с ним бороться?

С синдромом отличника многие знакомы не понаслышке. Им страдают не только отличники: стремление быть лучшим и показывать лишь положительные результаты характерно детям с разным уровнем успеваемости. Это объясняется тем, что страх увидеть плохую отметку в дневнике или получить негативную оценку своих действий побуждает детей активнее включаться в борьбу за лидерство в учебном процессе.

Почему у школьника развивается «синдром отличника»? 

Зачастую желание ребенка демонстрировать свои лучшие качества и всегда «быть на высоте» говорит о его глубокой неуверенности в себе, в основе которой могут лежать причины различного характера. Неуверенность может быть вызвана комплексами по поводу внешности, низкого, по мнению ребенка, статуса семьи, отсутствия друзей. В случае, когда дети не чувствуют должной заботы о них и любви со стороны родителей, стремление получать хорошие отметки может стать методом привлечения внимания взрослых и способом доказать им свою значимость.

Часто завышенные требования родителей могут стать причиной «синдрома отличника». Психологи утверждают, что непосредственное влияние на развитие психологических и поведенческих проблем у детей оказывают внутренние установки и правила поведения семьи. Большинство мам и пап считают, что для того чтобы ребенок смог реализоваться в жизни, им необходимо полностью посвятить себя его воспитанию. Так, предъявляя повышенные требования к себе, родители неосознанно проецируют свои качества и проблемы на детей. Дети очень подвержены влиянию окружающих их настроений и неосознанно стараются подстроиться под них.

Проблема возникает, когда у ребенка проявляются характерные признаки «комплекса отличника». Такие дети очень болезненно переносят даже незначительные неудачи. Они даже в мыслях не могут допустить, что приемлем какой-то иной результат работы, кроме отличного. Ребенку с таким комплексом нехарактерна детская непосредственность, у них возникают трудности в общении с ровесниками. Стремление к успеху может обернуться для них депрессией.

Кроме того, страх сделать ошибку мешает ребенку учиться и развиваться. Он переживает из-за незначительных ошибок и неудач. Известны случаи, когда дети с «комплексом отличника» и вовсе прекращали учебную деятельность.

Как помочь ребенку избавиться от «комплекса отличника»?

  • Снизьте планку

Ваши ожидания не должны быть завышены, корректируйте их в соответствии со способностями ребенка. Пересмотрите свои требования к успеваемости, отказавшись от идеи воспитать «идеальное чадо».

  • Формируйте правильное отношение к отметкам

Оценки будут сопровождать ребенка не только во время учебы, но и на протяжении всей жизни. Но нельзя допускать, чтобы они в полной мере влияли на настроение и представление о самом себе. Чаще напоминайте ребенку, что вы любите и цените его вне зависимости от успехов в школе.

  • Ошибаться — это нормально

Объясните ребенку, что всем свойственно ошибаться. И он не исключение. Осознание этого поможет ему побороть неуверенность в себе и страх сделать что-либо неправильно.

  • Не приводите других детей в пример

Факт оценки и сравнения тяжело травмируют психику ребенка. Он перестает ощущать поддержку родителей. Сравнивая свое чадо с более способными детьми, вы провоцируете его на соперничество с другими учениками, что не всегда является для него полезным.

  • Развивайте у ребенка чувство юмора

Ничто не поможет лучше пережить жизненные невзгоды, чем юмор. Кроме того, оптимисты легче находят общий язык с окружающими и пользуются популярностью у ровесников.

Екатерина Давыденко