Следуя из ДНР в Россию или, наоборот, – к нам из России часто бывает и быстрее, и проще доехать на местном общественном транспорте до пограничного перехода, перейти границу пешком, после чего на другой стороне пересесть на пригородный поезд или автобус. Тем более что данный вариант еще и самый дешевый: стоимость прямого автобусного рейса, пересекающего границу, может превышать суммарную стоимость проезда к границе и от нее внутренним рейсовым транспортом в 2-3 раза.
В ДНР работают несколько пунктов пропуска на границе с Российской Федерацией, три из которых являются международными: «Мариновка», «Новоазовск» и «Успенка». Пешеходов через границу пропускают на всех из них, но не везде и не всегда этот способ ее пересечения удобен. Только лишь к одному – «Успенке» ходит местный общественный транспорт из Таганрога, Донецка и Амвросиевки, а вот на погранпереходах «Мариновка» и «Новоазовск» он отсутствует от слова «совсем». Причем и с нашей стороны, и с российской…
Автобусом и такси
Совсем недавно в Донецке было возобновлено движение автобуса по маршруту «Донецк – Авило-Успенка». Рейсы от автостанции «Южный» осуществляются ежедневно.
Первое отправление автобуса с АВ «Южный» в 05:50 (прибытие в 08:05), из Авило-Успенки – в 09:20.
Второе отправление с «Южного» в 12.45 (прибытие в 15:00), из Авило-Успенки выезжает в 16.00 – это последний автобусный рейс.
Билет на автобус стоит 145 рублей, в день отправления цена – 130 рублей. Правда, в кассах «Южного» предупреждают, что лучше заранее приобретать билеты, поскольку летом это направление пользуется особым спросом и билетов день в день можно и не приобрести.
Расстояние от Донецка до Авило-Успенки составляет почти 100 километров. С частными перевозчиками до границы можно доехать за 1200 рублей в один конец, в машине вместе с вами будет еще три-четыре попутчика.
Если ехать в индивидуальном порядке, то цена поездки в один конец составит 2000–2500 рублей.
«Можно также воспользоваться услугами такси. Поездка обойдется в пределах 2100–2500 рублей. «С ОЦКБ до «Успенки» вам обойдется поездка в 2300 рублей», – сказала диспетчер одной из служб донецкого такси.
Преимущества поездок на авто: вас заберут прямо с адреса (или доставят по адресу) и время поездки составит один час – это меньше на пару часов, чем, если добираться автобусом.
Добравшись до Успенки, надо приготовиться к тому, что на пересечение границы пешком может уйти пара часов, а то и более: все зависит от загруженности российской стороны погранперехода автобусами, в перерыве между которыми и запускают пешеходов. Однако, пройдя все досмотры, надо думать, как ехать дальше: такси до Таганрога – те же самые 2000–2500 рублей, а пригородный автобус ходит всего два раза в день, да и втиснуться в него бывает проблематично. Поэтому большинство пешеходов направляется на станцию Успенская, откуда ходит шесть пар электричек в сутки. От погранперехода пешком – полчаса, а на такси – всего несколько минут, и стоит это удовольствие всего полсотни рублей с человека.
Можно доехать поездом
Самый пунктуальный и самый дешевый вариант – это поезд. Пассажир, воспользовавшийся данным способом добирания из Донецка в Ростов, гарантированно проведет в пути со всеми пересадками одиннадцать часов, а заплативший в десять раз большую сумму за такси может эти же самые одиннадцать часов потратить только на само пересечение границы. Прибытие автобуса, проходящего границу по отдельному коридору (такси и микроавтобусы стоят в общей очереди), также чаще всего будет с опозданием, хотя, по воспоминаниям часто ездящих, случаются и опережения графика. Последнему, кстати, далеко не всегда можно радоваться, особенно если на обратном пути из Ростова в Донецк рейс прибыл до окончания комендантского часа.
Добраться до границы можно и железнодорожным сообщением – на поезде № 619/620 Ясиноватая – Успенская. Цена билетов приемлемая: 42 рубля билет в общий вагон, плацкартный – 65 рублей. Плюс 12 рублей надо доплатить за пересечение границы. Билеты желательно покупать заранее, особенно летом.
Многие дончане на него садятся на железнодорожном вокзале в Макеевке, сюда он прибывает 08.16 и буквально через две минуты отправляется. Поезд делает остановки в Криничной, Ханженково, Харцызске, Иловайске, Кутейниково, Амвросиевке, Квашино и в 11.30 пребывает на станцию Успенская. С Успенской он выезжает в 13.30, в Макеевку прибывает в 16.49.
«Если вы не успели на обратный поезд в 13.30, то добираться из Успенки обратно в Макеевку придется на автобусе», – сообщили в кассе.
На перроне Макеевского железнодорожного вокзала корреспондент «Вечерки» знакомится с супружеской парой. Билеты они покупали перед самым отправлением поезда. Мужчина рассказывает, что в России покупал бытовую технику, вышла из строя одна деталь, которую он едет менять по гарантии. Под тенью деревьев в ожидании заветного поезда беседуют молодые люди, которые направляются в Таганрог.
«Едем впервые на поезде до Успенки, там и пересядем в России на электричку. Решили летние каникулы провести в Таганроге. Поездом едем впервые, раньше только автобусом», – говорит одна из девушек, Татьяна.
Село Авило-Успенка, в котором расположена станция Успенская, – это погранзона, и, следовательно, за пределы привокзальной площади и пары соседних кварталов удаляться не стоит. Два магазина, кафе – вот и весь набор мест для времяпровождения. Очень своеобразным «индикатором» прибытия поезда из Ясиноватой является длина очереди в «домик неизвестного архитектора»: между пограничными станциями Квашино и Успенская – санитарная зона, вагоны вакуумными системами не оборудованы, посему приходится потерпеть пару часов… В принципе, можно было бы ради удобства пассажиров возвести сооружение и с большей пропускной способностью: прилегающая местность наглядно свидетельствует о том, что в часы пиковой нагрузки имеющихся мощностей явно недостаточно.
Примерно через час после прибытия ясиноватского поезда начинается посадка на электричку, следующую в Ростов через Таганрог. 245 рублей за билет, три с половиной часа созерцания пейзажей за окном – и мы на берегах Дона. До Таганрога дешевле и быстрее будет ровно в два раза. Кстати, при посадке в электричку проводится проверка документов.
А как у соседей?
У Луганской Народной Республики с Россией тоже три международных погранперехода: «Изварино», «Червонопартизанск» и «Должанский». Все три – автомобильные, на всех трех пропускают пешеходов. Местное железнодорожное сообщение с Ростовской областью у луганчан прекратилось за несколько лет до войны и пока не восстанавливалось.
Самое главное отличие: ко всем трем погранпереходам в ЛНР ходит рейсовый транспорт, причем – с обеих сторон границы. К КПП «Должанский» можно три раза в день добраться пригородными автобусами и из Свердловска, что в ЛНР, и из российского Новошахтинска. От КПП «Червонопартизанск» по обе стороны границы остановки рейсового транспорта расположены далековато, в паре-тройке километров, однако шесть раз в день через границу ходит прямой пригородный автобус Гуково – Свердловск стоимостью чуть более ста рублей, да и местные таксисты дороже сотни с человека не просят.
Но аналогом нашей «Успенки» у луганчан является КПП «Изварино», расположенное на одноименной окраине Краснодона. Пешеходное движение там очень интенсивное: на другой стороне границы сразу же начинается город Донецк Ростовской области. К погранпереходу из центра обоих городов можно добраться на обычной городской маршрутке. Но примечательно и другое: с эстакады железнодорожного вокзала в Луганске на КПП «Изварино» ежедневно совершается 21 (!) рейс автобуса. Первый уходит в 5.25, последний – в 18.15, стоит проезд 91 рубль. Пример, достойный подражания…
Виктория Лев, газета «Донецк вечерний»