Ваш ребенок отказывается добровольно выполнять домашнее задание? О том, как объяснить школьникам разных возрастов, что уроки – это их обязанность, нашим читателям расскажет практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района Донецка Наталья Загорная.
Почему ребенок не хочет учиться дома? Он может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, может лениться, бояться самих родителей, у него может отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Кроме того, он может быть просто утомлен тем, что у него очень большая учебная нагрузка, ведь, помимо обычной школы, он посещает различные кружки и секции. Родителям следует найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе – дело весьма непростое. Часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех
членов семьи.
Кроме того, если в самой школе дела у вашего ребенка идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки. Поэтому вырабатывать положительную мотивацию нужно в первую очередь в стенах школы, а только потом дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.
Бывает и такое, что не складываются отношения ребенка с одноклассниками, окружающие обижают его. Естественно, тогда и учиться совершенно не хочется. Ну как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают?! Какое уж там правильное выполнение домашних заданий… Многое в данном вопросе решает возраст ребенка.
ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ
У ученика первого класса просто еще не сформировалась положительная мотивация. В этом случае заинтересовать его гораздо проще, чем школьников старшего возраста. Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Также нельзя забывать, что именно первый класс является тем золотым временем, от которого зависят все будущие успехи или неуспехи ребенка.
Это тот период, когда ваши сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый педагог может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Если же новоиспеченный школьник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания. Не стоит забывать о режиме дня. Даже малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки.
ЗАДАЧИ ПОСЛОЖНЕЕ
С подростком в этом вопросе совладать гораздо труднее. Тут нужны терпение, такт, умение понимать. Юноши и девушки очень остро реагируют на критику, им сложно справиться с ней, в итоге они попросту отказываются выполнять работы, которые задают на дом.
Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14–15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж тут учеба?
Подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу – это и есть следствие такого протеста.
ЧАСТЫЕ ОШИБКИ
Остановимся на самых распространенных ошибках, которые допускают родители в данном вопросе.
- Не вместе, а вместо
Нередко родители с раннего возраста делают уроки вместо своего ребенка. Ребенок быстро понимает, что его задача – просто переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте этого! Тем самым вы приучаете свое чадо к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни.
- Излишняя амбициозность
Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Такие мамы и папы часто просто ломают психику самих детей. Они забывают, что должны быть озабочены тем, как приучить ребенка делать уроки, а не тем, как вырастить юное дарование по всем предметам. Очень часто домашние задания в таких семьях превращают- ся в пытку для детей. Мама или папа заставляют сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, придираются к мелочам, скупы на похвалу. Как следствие, через какое-то время школьники отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как того хотят их близкие. Но это еще легкий случай. А ведь бывает, что родители вырабатывают в своем отпрыске комплекс отличника, ставя перед ним задачи, которые тот просто не может выполнить. Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и давал концерты по всему миру. Ее сын действительно успешно учился в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог. Скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать этой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Ей обычный сын-неудачник не нужен, а для него самого это может окончиться психбольницей.
А если предмет просто не дается? Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии. Нужны выдержка, такт и человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае будет разумнее нанять репетитора, чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.
Подкуп
В последнее время родители стали использовать такой нехитрый способ, как подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями, подарками или деньгами. Однако стоит предостеречь всех от такого способа воздействия. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон. И он «имеет на него право», ведь он же учится, выполнят все школьные требования!
Родителям следует просто помочь ребенку делать уроки. Помогать же нужно с умом и любящим сердцем. Но конечно, должно быть чувство меры. Родителю следует быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из него гения, понимать, что у каждого человека свой характер, свои склонности и способности.
По материалам газеты «Донецкое время»