Воспитание детей – сложная задача, и далеко не всегда родителям удается держать ситуацию под контролем. Как отучить ребенка от воровства, расскажет практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района Донецка Наталья Загорная.
Почему ребенок ворует?
В зависимости от возраста причины воровства могут различаться. Например, ребенок 3–4 лет не отдает себе полного отчета, что такое «мое» и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты. Дошкольники тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм.
Около 6–8 лет дети начинают соотносить свои поступки с интересами и мнениями других людей. Основная причина, по которой ребенок может украсть, – в том, что он еще просто не в состоянии полностью контролировать поведение. У него еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, – они полностью созревают только около 19–21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанными, а порой даже имеют проблемы с законом. Этому особенно подвержены дети с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками. Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество. Главное – уметь правильно реагировать на проблему.
Что нельзя делать родителям?
Не следует угрожать ребенку, навешивать ярлыки типа «Ты – вор!», «Тебе одна дорога – в тюрьму!», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!», «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!». Воровство, безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими даже в этом ужасном случае. Беседовать о случившемся следует только наедине. Обвинения, наказания, сравнения опасны еще и тем, что сын или дочь будут сожалеть не о своем плохом поступке, а о том, что были уличены, и постараются повторить свой «подвиг», но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы ведь уже знаете: стресс снижает способность к самоконтролю. Вот такой получается порочный круг.
Что же делать?
Нужно объяснять, что чувствует тот, чье имущество украдено; как другие люди относятся к тем, кто ворует. Следует рассказать, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Кроме того, важно рассказать о законе причины и следствия, который всегда действует в нашей жизни.
Беседа должна выглядеть примерно так: «Если человек берет чужие вещи, то все будут считать его вором. И в следующий раз, когда у кого-то пропадет вещь, все будут думать, что взял ее именно он. Этого человека не будут уважать, и дружить с ним тоже вряд ли кто-то захочет. Если он будет продолжать воровать в более взрослом возрасте, его посадят в тюрьму». Таким образом, родители в беседе полностью избегают оценки поступка ребенка, но четко обрисовывают нелицеприятные последствия. Следует дать понять чаду, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок из него извлекает человек. Самое главное – чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком и хотел бы соответствовать этому образу.
По материалам газеты «Донецкое время»