Что надо, чтобы жить и радоваться? Во-первых – жить. А во-вторых – радоваться! Это из детских разговоров. А почему у взрослых так не получается? И что делать? Рассуждают пастыри
Не поддаваться «художнику»
Интервью с настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулове – митрофорным протоиереем Валерианом Кречетовым
– Почему люди часто унывают?
– Корень всех страстей – гордыня. Человек мнит о себе то, что не соответствует действительности. Считает себя умнее других, например. А когда приоткрывается правда, что он на самом деле не таков, – унывает. Он даже не в себе разочаровывается, а в собственных фантазиях на свой счет. Потому-то Господь часто и не открывает человеку все его ничтожество, чтобы тот не пришел в отчаяние. О себе вообще лучше высоко не думать. Есть такое сравнение: человек подобен дроби. Числитель – это то, что ты собой представляешь, а знаменатель – то, что ты о себе думаешь; чем больше ты о себе воображаешь, тем меньше величина дроби. Если страсти произрастают из гордыни, то основа всех добродетелей – смирение. Святитель Феофан Затворник говорил: «Если смиришься, больше половины скорбей перестанет в жизни существовать».
– Святые отцы говорили, что уныние есть расслабление души и тела…
– Да, сейчас у молодежи популярно слово «расслабиться». Боже упаси! Чтобы расслабленными быть?! Вот и унывают. Преподобный Серафим Вырицкий говорил: «Россия будет жить от земли». Нам раньше некогда было ни скучать, ни лениться, – оттого и не унывали! Когда росли, нам и воду таскать надо было, и дрова колоть, как весна – так копать, сажать, поливать, потом – полоть, окучивать, после – собирать урожай. Не потопаешь – не полопаешь. Мы так и привыкли трудиться. Я и сейчас не понимаю: какое вообще уныние может быть? Мне вот времени не хватает! Когда унывать-то? Сегодня и теленаркомания обычным явлением стала. Люди, к сожалению, забыли первоначальное название кинематографа – иллюзион. Вот и живут какими-то иллюзиями, миражами. Отсутствие реальной жизни и заставляет современников накручивать несуществующие проблемы и постоянно чувствовать себя несчастными…
– Говорят, враг действует через воображение…
– Святые отцы и называют его «художником» – он картины перед мысленным взором человека малюет. Бывает, что-то из прошлого начинает напоминать, подстрекая к злопамятству. Или о будущем заставляет грезить. Причем знает, кому что подсунуть. Одним страхи нагоняет. Молодежь в основном мечтательностью соблазняет о какой-то несбыточно роскошной жизни, полной феерических удовольствий, чтобы они потом, обманутые, унывали. Сказано: люди безумно мучаются тем, что уже прошло, или тем, что еще не наступило.
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что уныние бывает от неправильного взгляда на скорби, когда человек «засматривается» на них, как на нечто непреходящее.
– Крест посылается человеку для того, чтобы душа очистилась. Как только скорбь или болезнь принесла внутреннюю духовную пользу, Господь может снять или облегчить крест. Премудрый Соломон написал себе на кольце: «Все проходит, пройдет и это». Святые отцы, зная, что за терпение скорбей Господь прощает грехи, сами искали, от кого бы что потерпеть. Нам-то зачастую и искать не надо. Просто потерпи того, кто рядом, – это ж благодетель твой! Сам Господь дает так тебе возможность простить: ты простил – тебе какой-то бывший грех простился, – так твоя задолженность будет хотя бы отчасти списываться.
Хочешь радоваться – понеси крест
Беседа с духовником Сретенского монастыря Москвы игуменом Киприаном (Партсом).
– Отец Киприан, как лечить уныние?
– Уныние не причина, а следствие нарушения заповедей Божиих. Допустим, человек на сквозняке простыл, у него температура повысилась, но повышенная температура – это не причина, а следствие заболевания. Бесполезно просто сбивать температуру, не леча простуду. Хотя страдает человек от температуры. Но что толку бороться с симптомами, когда надо саму болезнь лечить? Терпение, молитва и труд все перетрут, все исправят. Надо бороться не с самим унынием, а с тем, отчего оно происходит. Если человек воровал – перестать воровать, чревоугодничал – нужно воздержание в пище и т. д. Если же причину – угождение страстям – оставить при себе, уныние не одолеешь. Для того-то пост и дается, чтобы подумать о своей душе, проявить к ней милость, потрудиться для ее спасения.
– Как правило, на женщин тут же сыплются советы: волосы покрасить, новые наряды приобрести…
– Поупражняться в тщеславии? Так следствием тщеславия и будет опять то же самое уныние. Плохо – покрашу волосы в фиолетовый цвет. Опять худо… Это как у наркомана. Тщеславие является, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «кровяным чувством», услаждение им ведет к унынию. Унынию свойственна тяга что-то постоянно менять. Поменяли – вот вам и новый виток тщеславия.
– Многие пытаются всячески отвлечься, например, включить как можно громче музыку…
– Как отмечает преподобный Исаак Сирин, уныние от празднословия и развлечений утихает лишь на время, а потом опять восстает с большей силой. Так, люди зачастую, вместо того чтобы бороться с унынием, наоборот, его в себе увеличивают. Нет, чтобы пресекать в себе корни уныния, наоборот, их удобряют. То же самое и в отношении постоянных путешествий или походов по культурным мероприятиям, чтобы «развеять скуку». Это не исцеляет. Наше уныние придет туда, куда мы собираемся, раньше нас.
– Часто уныние бывает при каких-то тяжелейших заболеваниях…
– А у блаженной Матроны Московской не тяжелое было заболевание? А она не унывала! И сколько таких! Был еще, например, блаженный Матфей Мальский под Псковом, который 45 лет вообще на одном месте пролежал, да так, что даже повернуться не мог. Но скольким он помогал! К нему отовсюду народ шел за молитвой, за советом, за утешением. И никакого уныния!
Выше сил Господь креста не попускает. А неизбывных скорбей в этом мире не бывает, потому что сама эта жизнь скоротечна. Господь говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если у нас на первом месте будет Господь, то какое в присутствии Божием может быть уныние! Оно тогда невозможно. Когда в душе будет радость? Когда Господь будет на первом месте! Если же в моем сердце на первом месте что-то другое, оно станет для меня идолом. А что идол делает с душой? Он делает ее подобной себе – мертвой. А какое же будет следствие у этого умерщвления души, как не унылое, безрадостное состояние…
– А можно и в скорбях радоваться?
– Если правильно к ним относиться. У преподобного Макария Египетского есть слова о том, что «тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не только весна и лето, а также осень и зима, и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы все погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы все попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах». Это он и говорит как раз про скорби, которые нам просто необходимы, чтобы наши души плодоносили.
Вообще, чтобы дать правильное направление своему уму, надо читать святых отцов. Если человека какая-то страсть одолевает, то же уныние, надо брать книгу и читать: что об этом писали святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, оптинские старцы – люди смиренномудрые, с духовным разумом, которые четко видели, что происходит в душе у человека. «Хочешь радоваться? Понеси прежде крест, – писал святитель Феофан Затворник. – Радость – цель; крест – средство».
Подготовил Василий Попович, газета «Донецкое время»
по материалам сайтов Донецкой епархии УПЦ МП, «Православие.ру»