В последнее время жители города Енакиево все чаще жалуются на нелегальных таксистов – так называемых «индусов». Это прозвище закрепилось за ними еще с советских времен. Сегодня «индусов» обвиняют в том, что они предоставляют клиентам некачественные услуги и завышают цены. Газета «Енакиевский рабочий» вместе с начальником сектора по работе транспорта администрации города Енакиево Евгением Калининым, директором службы такси «Енакиево» Александром Кузнецовым и директором службы такси «Форум» Сергеем Цынкушем выяснила, почему деятельность этих перевозчиков становится проблемой для горожан.
Можно ли назвать «индусов» нелегалами? В принципе, это не совсем верно. В городе Енакиево есть службы такси, а есть перевозчики, которые работают самостоятельно (что называется, от бордюры). Некоторые из них действительно могут оказаться нелегалами – у этих людей нет документов, которые позволяют им заниматься перевозками. Есть и те, у кого с документами все в порядке.
Конкретные цены за услуги такси в законодательстве ДНР не прописаны – это всегда предмет договора. Но если службы такси устанавливают единые тарифы и согласовывают их с администрацией города Енакиево, то «индусы» накручивают ценник до той отметки, которую сочтут нужной. «Иногда цены отличаются от наших в два раза», — утверждает Сергей Цынкуш. Разумеется, из-за этого могут возникать конфликты, ведь не всегда водитель и пассажир заранее согласовывают стоимость услуги.
Впрочем, директора предприятия волнует не только это. Служба такси проходит соответствующие проверки, платит налоги, платит за стоянку, за уборку территории – «индусы» ничего этого не делают. Просто стоят, где хотят, и устанавливают цену проезда по своему усмотрению.
Проблема заключается еще и в том, что пассажиры зачастую не различают «индусов» и водителей, которые работают от службы такси. Они стоят в живой очереди. И когда возникают неприятные ситуации, люди жалуются на такси «Форум» или такси «Енакиево»: «Мы же садились в машину на вашей стоянке».
В службах такси в таких случаях задают вопрос: а была ли на машине шашка? Зачастую пассажиры не обращают внимания на эту деталь. Не всех интересует и наличие в машине счетчика, который должен быть установлен на видном месте и включаться в момент начала поездки.
Вопрос тарифа при этом остается спорным. С одной стороны, таксистам может быть обидно, что они возят людей по фиксированным ценам, в то время как «индусы» сами себе хозяева. С другой стороны, по закону эти цены не лимитируются. Если следовать букве закона, каждый предприниматель должен самостоятельно рассчитать свой тариф и предоставить расчеты в администрацию, но этим никто не занимается.
Что делать человеку, который не хочет связываться с «индусами»? Телефон сегодня не роскошь, и лучшее решение – вызывать машину. Все звонки регистрируются и записываются, это надежная гарантия того, что пассажир будет защищен и сможет пожаловаться на перевозчика, если его что-то не устроит. На стоянках, повторимся, машины стоят в общей очереди. И если ваша очередь выпала на «индуса», то нужно садиться в его автомобиль. В каком состоянии этот автомобиль? Адекватен ли сам водитель? При этом бороться друг с другом таксисты не будут: они понимают, что и сами завтра могут стать «индусами». Вернее, держат в голове такую возможность.
«Другое дело, что и наши таксисты могут накрутить цену, — отмечает Сергей Цынкуш. – Но найти нарушителя не всегда возможно. Люди жалуются, но не могут сказать, кто конкретно их вез, какой номер машины. Хочу обратиться к читателям: записывайте номера и обращайтесь в сектор по работе транспорта администрации города Енакиево. Можно пожаловаться и через диспетчера службы такси, но вы же понимаете, что диспетчеры и водители знают друг друга. Обращение в администрацию – самый надежный вариант».
По словам наших собеседников, у них есть возможность повлиять на нарушителя и вернуть пассажиру деньги за поездку. С нерадивым перевозчиком можно даже расторгнуть договор. Но ему в таком случае ничего не мешает стать «индусом». «Договор расторгнут – наш бывший сотрудник снимает шашку, становится на ту же стоянку и возит людей точно так же, как делал это раньше, — поясняет директор службы такси «Форум». – При этом еще и налоги не платит. Вот и все наказание».
Что с этим делать? В ходе нашей беседы прозвучало конкретное предложение: создать комиссию, в состав которой войдут сотрудники администрации города Енакиево, налоговой инспекции, государственной автоинспекции и самих служб такси. «Людей, которые работают в правовом поле, нужно защищать, — уверен Сергей Цынкуш. – Сейчас никакого механизма их защиты нет. Я за то, чтобы люди, которые предоставляют услуги такси, проходили медицинское обследование – среди них не должно быть наркоманов или психически нездоровых. Нужно наказывать перевозчиков, у которых вообще нет документов. А тем, кто работает не от службы такси, стоило бы выделить отдельные места для стоянок. Перевозчик не хочет с нами сотрудничать – вопросов нет! Но пусть он стоит отдельно. Тогда люди будут знать, что здесь – такси «Форум» и такси «Енакиево», а здесь – «индусы». Все это нужно обсудить, принять решения и выработать четкий план действий».
Наши собеседники надеются, что в ближайшее время такая комиссия соберется.
По материалам газеты «Енакиевский рабочий»