Давайте поговорим о кино и актерах советского периода. Точнее об их доходах. Интересно ведь, согласитесь, узнать, сколько зарабатывали и как жили наши любимые актеры? Что могли себе позволить и престижно ли было иметь в СССР такую профессию?
Востребованные актеры в СССР за постановку могли получить до 5 000 рублей.
Актеры советского кино даже не могли мечтать о миллионных гонорарах и роялти от проката. Однозначно они не работали ради идеи, их труд оплачивался государством. Но по сравнению с заработками голливудских звезд тех времен, постановочные вознаграждения кинознаменитостей Союза меркнут.
С другой стороны, в условиях уравниловки доходы востребованных исполнителей главных ролей на порядок превышали среднюю зарплату в стране. Неудивительно, что в кинематограф многие шли не только ради искусства и славы – даже актеры второго плана в СССР получали неплохие гонорары.
Экономика советского кино
Правила плановой экономики прекрасно совмещались в Союзе с принципами рыночных отношений. Несмотря на требование о согласовании плана съемок и оплаты труда, работали киностудии на самоокупаемости. Госкино получало кредитное финансирование из Госбанка СССР в размере около 100 млн рублей. Эта сумма дальше распределялась между отдельными студиями и картинами. То есть, выделенных средств должно было хватить и на декорации, костюмы, постановочные расходы, и на оплату труда сценаристов, режиссеров, обслуживающего персонала, а также актеров первого и второго плана, массовки. Отснятый фильм после одобрения продавался Госкинопрокату. Кассовые сборы шли на возврат государственного кредита и финансирование новых проектов.
Казалось бы, чем больше денег собрал фильм, тем выше должны быть доходы съемочной группы. Но не тут-то было, актеры получали в СССР гарантированные штатным расписанием оклады, и речи о премировании за популярность картины или отчислений процентов от показа не шло. Но если ставки были ограничены законодательно, откуда тогда появились легенды о баснословных заработках сценаристов и актеров в Союзе? В 1961 году Советом Министров СССР было издано постановление, направленное на «…повышение материальной заинтересованности работников кино и киностудий в создании фильмов высокого идейно-художественного уровня и улучшение организации производства кинофильмов». Именно этим документом все снимаемые ленты, в том числе художественные, документальные, мультипликационные, короткометражные, делились на 3 категории в зависимости от идейной ценности, а не потенциальной популярности или доходности.
От уровня «полезности» картины и зависели постановочные вознаграждения. Кроме этого, артисты получали гарантированную оплату за простои. То есть актеры, трудоустроенные в определенной киностудии, могли на протяжении нескольких лет не сниматься, а заработную плату получать.
Сколько же все-таки зарабатывали актеры?
Установленные оклады за работу между постановками действовали до 3 месяцев. Если актер не был востребован дольше, ставка снижалась на 25%. Для исполнителей главных и основных ролей устанавливались разовые постановочные вознаграждения. В зависимости от идейно-художественной ценности им выплачивали премии за съемку в кинофильме: 1 группы – 2 000 руб.; 2 группы – 1 500 руб.; 3 группы – 1 000 руб. Широкоэкранные, панорамные, широкоформатные и со стереофоническим звучанием ленты оплачивались дороже. Вознаграждение увеличивалось на 10%.
Однако не все актеры были постоянными сотрудниками киностудий. Некоторые трудились в театрах, а в кино подрабатывали. Точно так же сотрудники студий могли играть в спектаклях и получать дополнительную заработную плату. Оплата труда работников театра оплачивалась в размере: выдающиеся деятели искусства, «Народные артисты СССР» – 300–350 руб.; «Народные артисты», «Заслуженные деятели искусств», «Заслуженные артисты» республик, артисты академических театров –250–300 руб. Выплаты рассчитывались для совместителей по фактически отработанному времени. Как видим, доход артиста в СССР мог складываться из различных сумм и зависел от уровня мастерства, наличия званий, востребованности и пр. Но даже новички с актерским образованием на вторых и эпизодических ролях при не самом низком уровне мастерства могли зарабатывать до 180 рублей без подработок. А это уровень зарплаты выше средней по стране. Если же сюда прибавить дальнейший рост, доплаты за звания, вознаграждения за основные роли, выходят довольно приличные суммы.
В 1956 году за роль в «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко получила 3 250 рублей. В 1966-м за фильм «Кавказская пленница» Александр Демьяненко заработал 5 520 рублей, Юрий Никулин – 4 238, Георгий Вицин – 3 389,84 Евгений Моргунов — 1 979,5, рублей, Наталья Варлей получила 1 219,24 рублей Фрунзик Мкртчян – 939 рубля. Доходы за фильм «Бриллиантовая рука» в 1968 году: Юрий Никулин заработал 5 188, Анатолий Папанов – 2 288 рублей, Андрей Миронов – 1 920, Нина Мордюкова – 1 531, Светлана Светличная получила 346 рублей.
Суммы гонораров исполнителей главных ролей самых кассовых фильмов в СССР впечатляющие. Ведь, например, в 1967 году автомобиль «Волга» стоил 5 602 рубля. А новый «Москвич» можно было купить за 4 511 рублей. При средней заработной плате на тот период 100 рублей копить среднестатистическому гражданину на авто нужно было 4-6 лет без учета прочих затрат. Но нужно учитывать, что вознаграждение включает как постановочную премию, так и заработную плату за весь период съемок.
Например, Юрий Никулин за главную роль в фильме «Бриллиантовая рука» получил баснословную по тем временам сумму – 5 188 рублей. Лента снималась с 25 апреля 1968 года и вышла в прокат в апреле 1969-го. 29 октября 1968 года были отсняты последние эпизоды, до середины ноября шел монтаж и озвучка. То есть, главные актеры были задействованы в постановке на протяжении 6,5 месяцев. Кинофильму комиссией была присвоена первая группа по оплате. Значит, Никулин получил 2 200 рублей премии с надбавкой за исполнение роли. Получается, что зарплата актера составила: 5 188 – 2 200 = 2 988 руб. Если ее разделить на весь период съемок, то получается, что в месяц главный герой зарабатывал ориентировочно: 2 988/6,5 = 460 сов. руб. Оплата соответствует окладу 1 группы высшей категории. Однозначно, зарплата для 1968 года довольно высока, но не баснословная. Учитывая курс советского рубля на май 2019 года 100 руб.= 54,58 $ и изменения курса доллара, установленного Госбанком с 1968 по 1991 гг., можно посчитать, что доход Никулина сегодня был бы 33 705 руб. Как видим, оклад даже востребованного артиста был на порядок ниже средней зарплаты в России сегодня. А в целом за ленту с учетом премии эпохальный актер получил бы 380 тыс. рос. руб., или 5 860 $.
Доходы были разные. Но это все не главное. А главное то, что наши любимые актеры, режиссеры, сценаристы подарили нам столько замечательных фильмов, образов, их фразы мы до сих пор используем в разговорах, в шутках. Традиционно пересматриваем на праздники. И сколько бы ни прошло времени, советские киноленты так и останутся нашим золотым фондом.
По материалам газеты «Знамя ПОБЕДЫ»