Работы Тамары Георгиевны Старженецкой находятся во многих музеях и частных коллекциях разных стран мира. Она прожила непростую жизнь, но все годы занималась творчеством. У Заслуженного художника РСФСР была страничка в биографии связанная и с Донецком, а точнее с нашим театром оперы и балета.
Большой театр и Всемирный фестиваль молодежи и студентов
Родилась Тамара Старженецкая 11 декабря 1912 года в Москве. Ее отец Георгий Старженецкий-Лаппо был инженером путей сообщения и владельцем небольшого завода по выделке кирпича. Тамара Георгиевна пережила Гражданскую войну, в 1928 году закончила среднюю школу с архитектурным уклоном. В предвоенные годы работала в Архитектурно-проектной мастерской братьев Весниных, занималась в студии живописи. В 1940 году поступила в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Блокадную зиму 1941–1942 годов Тамара Старженецкая провела в Ленинграде. В феврале 1942 года вместе с институтом была эвакуирована в Самарканд. В 1944 году вернулась в Ленинград, где в 1948 году закончила с отличием Институт имени И.Е. Репина (театральная мастерская М.П. Бобышева). В том же году вступила в Союз художников СССР, начала участвовать в выставках.
В 1949 году во Всесоюзном конкурсе Большого театра на оформление балета «Спящая красавица» Тамара Старженецкая заняла второе место. С 1952 по 1956 годы она работала художником-постановщиком ГАБТ СССР. За семь лет Тамара Старженецкая поставила в Большом театре шесть спектаклей и подготовила две неосуществлённые постановки. Она вошла в историю театрального искусства как художник-постановщик оперы Джузеппе Верди «Аида» (режиссёр Б. Покровский), к которой она создавала декорации и эскизы костюмов. Также она рисовала на сцене иллюстрации к музыкальным произведениям Э. Грига, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Д. Шостаковича, Р. Вагнера.
В 1957 году была главным художником финального карнавала VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Это тогда было очень яркое событие для всего Советского Союза. По словам дочери Тамары Георгиены Ирины Старженецкой, эту работу ей предложил наш знаменитый хореограф Игорь Моисеев.
С 1956 года художница работала над оформлением спектаклей во многих оперных, музыкальных, драматических театрах страны, над циклом произведений, созданных по результатам поездок по СССР и за рубеж.
Донецкая «Легенда о любви»
Донецкая страничка в биографии художницы Тамары Старженецкой началась в ноябре 1970 года, когда в нашем театре оперы и балета решили поставить очень популярный тогда балет «Легенда о любви» на музыку Арифа Меликова по пьесе турка-коммуниста Назыма Хикмета, осужденного турецкими властями на 28 лет тюрьмы и написавшего ее на десятом году своего пребывания в заключении. Впервые эту восточную философскую притчу представил публике в 1961 году на сцене Кировского театра — нынешней Мариинки в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) знаменитый сейчас Юрий Григорович. «Легенда о любви» моментально прославила молодого хореографа. Его пригласили в Москву — главным балетмейстером Большого театра. С собой он привез и «Легенду». В этом спектакле Григорович соединил классику и танец востока, а также фактически «узаконил» модерн на балетной сцене. Многие годы постановка шла на главной сцене Большого театра и объехала весь мир. Афишу этого спектакля украшали громкие имена. Наталья Бессмертнова, Михаил Лавровский. Майя Плисецкая и Марис Лиепа. Балет ставили и другие постановщики в СССР и разных странах мира.
В Донецком театре оперы и балета за это трудное и масштабное дело взялся Рахим-Тахир Курбанович Дусметов, приехавший в Донецк из Самаркандского театра, а дирижером был Эммануил Тобиаш. Эксизы декораций к новой постановке делала Тамара Георгиевна, а рисунки костюмов артистов – ее дочь Ирина Александровна Старженецкая.
Из архивных документов, хранящихся в фондах Госархива ДНР известно, что 14 января 1971 года в Донецком областном театре оперы и балета состоялось заседание Художественного совета театра, на котором обсуждались эскизы декораций и костюмов художниц к новому спектаклю. Рассказывал о них Дусметов. Он сказал, что сюжет балета «Легенда о любви» — это старинная легенда о Ферхаде и Ширин, которые «не могли соединиться». «Спектакль задуман как экскурс в старину, в города, исчезнувшие с лица земли», — отмечал балетмейстер. Члены Художественного совета говорили, что это очень трудоемкий спектакль. «Декоративному цеху при двух художником потребуется 115 дней. В нашем театре невозможно выполнить металлические конструкции. Для изготовления костюмов потребуется 120 дней. Необходимо изготовить 163 костюма и 163 головных убора», — подчеркивал начальник декоративного цеха Чернов. Отмечалось, что для этого нужно 3 тысячи метров тюля. А весь годовой фонд театра этого материала составлял только 2 тысячи метров. Сообщалось, что для постановки нового спектакля требовалось 320 метров шифона, который Украина не выпускала. Всего речь шла об общих затратах на костюмы на сумму в 23 тысячи рублей, а годовой фонд театра на эти цели составлял 43 тысячи рублей. При этом Дусметов настаивал на таком размахе спектакля. Даже грозился, если не выделят деньги, то откажется от постановки этого балета на донецкой сцене. В итог на Худсовете заметили, что костюмы в меху на сцене не смотрятся, предложили обдумать облегчить костюмы, а также внесли некоторые замечания по декорациям сцены. «Нравится, что в этих эскизах есть характер, отражена легенда», — при этом отметили тогда. Поэтому эскизы декораций и костюмов Тамары и Ирины Старженецких были приняты.
На заседании Худосовета 22 января 1971 года споры по спектаклю были еще острее. Директор театра Наумов требовал немедленно начать работу над спектаклем, сообщая, что на постановку было решено дополнительно выделить еще 3 тысячи рублей и общие расходы составляли сумму в 12 тыс. рублей. Но Рахим-Тахир Дусметов требовал средства на сумму в 14 тысяч рублей. При этом он говорил, что решил все-таки пойти на некоторое удешевление материалов от первоначального замысла. «Костюмы были предусмотрены из шелка, теперь все пересмотрено…Обувь будет шиться только для мужчин – 24 пары…Если необходимой суммы нет – снимайте постановку», — заявил он. На что ему директор театра Наумов ответил: «Это несерьезный разговор! А кто будет платить неустойку?». Ведь «Легенда о любви» стояла в официальном плане премьерных постановок нашего театра на 1971 год. Поэтому главный режиссер театра Кушаков тогда заявил Дусметову: «Никакого предвзятого мнения по отношению к спектаклю не было и нет. Вы находитесь со всеми в одинаковых условиях, а пытаетесь поставить себя в исключительные условия. Не считать деньги вы не имеете право. Вам дали солидную сумму – 12 тысяч рублей. Мы творческие работники и понимаем, что можно сделать спектакль и за большую, и за меньшую сумму. Надо подумать, как можно сохранить смету, чтобы можно было поставить и другие спектакли. Надо подходить по-хозяйски к расходованию средств. Вы обязаны поставить спектакль отлично. Вам для этого созданы все условия».
Премьера «Легенды о любви» на сцене Донецкого областного театра оперы и балета готовилась на 27 марта 1971 года. В середине февраля снова шло обсуждение подготовки нового спектакля. Также были жаркие споры и отмечалось, из 53 танцевальных номеров всего в готовности 60%.
Перед самой премьерой, которую сдвинули на несколько дней раньше – на 21 марта 1971 года, прошел генеральный прогон этого балета. На нем присутствовала и художница Тамара Старженецкая. Отвечая на замечания по поводу костюмов, она ответила, что некоторые артисты не одели те одежды, которые нужно, а некоторые трико не успели покрасить. Вместо головных уборов артистам дали повязки, которые они не знали как одеть. В целом Художественный совет Донецкого театра оперы и балета решил, что «спектакль имеет право на жизнь». «Оформление хорошее, но нужно поменять свет…Некоторые костюмы получились удачно…», — отметил тогдашний главный художник театра Купенко. Дирижер театра Лацанис поздравил постановочную группу с хорошим спектаклем. «Работа проделана большая. Наша задача – помочь дотянуть то того, чтобы спектакль был ярче», — заявил он. При этом некоторые члены Худсовете отмечали, что в спектакле артисты балета и кордебалета на сцене совершают «неэстетичные и вульгарные движения». Здесь главный балетмейстер спектакля «Легенда о любви» Рахим-Тахир Дусметов не был согласен с таким утверждением. «Это вопрос спорный. У Григоровича тоже есть такие поддержки. Мы к этому еще не привыкли», — говорил он. Речь шла и о поддержке в постановке Юрия Григоровича, когда во время танца балерина была вниз головой с раскрытыми в шпагате ногами. Но у нас не решились тогда пойти на нее. «На мой взгляд, последнюю позу нужно снять, она уж очень неэстетична», — сказал тогда директор театра Наумов. И все-таки спектакль был принят.
Успех
Как вспомнила дочь художницы Ирина Александровна, премьера балета «Легенда о любви» 21 марта 1971 года в нашем театре оперы и балета прошла успешно. Главную партию Ширин исполнила балерина Т.Кушакова, Ферхада – Р. Хасьянов. В Донецк тогда приехали как Тамара Георгиевна Старженецкая с дочерью, так и азербайджанский композитор Ариф Джаргирович Меликов. В которотком интервью журналисту областной газеты «Социалистический Донбасс» последний сообщил, что он приехал в наш город с другой премьеры этого балета – в Софии. «У этого балета очень счастливая судьба. За десять лет, прошедших после его написания, он был поставлен в более чем 40 театрах, в т.ч. и трех театрах Германской Демократической Республики, в двух польских, двух венгерских, в Румынии, в Финляндии. Сейчас готовятся постановки в Стокгольме и Анкаре. Наши ведущие театры показывают «Легенду о любви» во время своих гастролей в Лондоне, Каире, Токио», — рассказал композитор. Ариф Меликов остался вполне удовлетворен постановкой своего балета в Донецке и высказал свои пожелания и впредь поддерживать творческие связи с Донбассом. «Затем был большой банкет и танцы», — также вспомнила Ирина Старженецкая.
До конца 1971 года на сцене нашего театра этот балет был показан зрителю 13 раз и принес в кассу 11 тысяч 104 рубля сборов (затраты на постановку составили по бухгалтерским документам — 9 тысяч 571 рубль). Театральные критики вполне благослонно оценили эту премьеру.
О балете написали в республиканском журнале «Музыка» №6 (ноябрь-декабрь). «Он стал значительным событием в жизни столицы шахтерского края…Отмечая яркость зрелища, необходимо сказать, что постанощик Дусметов и опытный художник Т.Старженецкая вместе с художником по костюмам И.Старженецкой обратились к арабскому первоисточнику народной легенды, а не к ее турецкому варианту. Отсюда – живописные просторы пустыни, архитектурные детали быта арабского Востока…Безусловно, этот спектакль – творческий успех коллектива», — такими словами отметил работу художников журналист журнала Ю. Вахранев. В областной газете «Радянська Донеччина» музыковед Б.Манжора в своей статье «Спектакль о красе человеческой» заявил, что этот романтический балет завоевал общее признание донецкого зрителя. Говоря о работе художников, автор отметил, что она стала «печаткой самобытной стройной задумки». Музыковед также сказал, что художники не ищут проторенных путей. В областной молодежной газете «Комсомолец Донбасса» автор А. Лукацкий заявил,что этот спектакль в постановке главного балетмейстера Донецкого театра оперы и балета Дусметова, предстал перед зрителями как широкое и впечатляющее сценическое полотно. «Оформление спектакля образно, рационально. Оно дает широкий простор для танца. Однако автора декораций Т.Старженецкую следует упрекнуть в некоторой мрачности горных пейзажей…», — отметил он в своей статье.
Творческое наследие
За работу в Донецке Тамаре Георгиевне было выплачено 1050 рублей. А постановка «Легенда о любви» шла на сцене нашего театра оперы и балета несколько лет. Приказом директора №13 от 9 января 1975 года этот спектакль был снят с действующего репертуара. В нынешнее время балет «Легенда о любви» снова востребован. Он был восстановлен в 2002 году в Большом театре в Москве. И очень внимательно к его «второй жизни» отнесся его первый постановщик – Юрий Григорович, который перед премьерой и после нее сам общался с артистами.
А театру Заслуженный художник РСФСР Тамара Старженецкая посвятила более сорока лет жизни. Она была художником-постановщиком во многих оперных, драматических, музыкальных театрах страны. Художница говорила: «Музыку я чувствую в цвете, а цвет – в музыке». Эти слова передавали не только суть ее театральных работ, но и живописных полотен. Скончалась Тамара Георгиевна 16 июня 2002 года в городе Таруса Калужской области, похоронена в Москве.
Ее дочь – Ирина Александровна Старженецкая также стала известным художником. В 2000 году удостоена Государственной премии Российской Федерации. Она с 2007 года действительный член Pоссийской Академии художеств, академик. В этом году была награждена Благодарностью Президента РФ Владимира Путина «За заслуги в области культуры, искусства, многолетнюю плодотворную работу». Как сообщила автору статьи Ирина Александровна, эскизы декораций и костюмов к донецкому балету «Легенда о любви» сегодня находятся в фондах Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки в Москве.
Анатолий Жаров