После завершения «Карибского кризиса» 1962 года, поставившего мир на грань ядерной войны, в отношениях между двумя супердержавами — СССР и США началось некоторое «потепление». Именно тогда донецкий зритель смог у себя увидеть выступление одного из самых «громких» американских артистов балета с его труппой.
Выступление к празднику революции
Впервые дончане узнали, что к ним на гастроли приезжают гости из Соединенных Штатов Америки из рекламного объявления в главной областной газете «Социалистический Донбасс» в номере за 20 октября 1963 года. «В помещени театра оперы и балета. 8, 9 (утром и вечером), 10, 11, 12 ноября – Гастроли балетной труппы США. Билеты продаются только в кассе театра, в первую очередь по коллективным заявкам, и слушателям университета музыкальной культуры. Заявки принимаются в кассе театра до 25 октября», — гласило оно. Как видим, ажиотаж вокруг этого выступления среди любителей искусства в Донецке поднялся нешуточный. И получалось очень символично, что гастроли балетной труппы из США – самого главного вероятного противника Советского Союза в годы «холодной» войны – выпадали как раз сразу после празднования в СССР очередной годовщины Октябрьской революции 1917 года.

В праздничном номере за 7 ноября (тогда газеты выходили шесть раз в неделю) все того же «Социалистического Донбасса» появилось уточняющее объявление, в котором уже сообщалось о названии балетной труппы и укороченном графике ее выступления в Донецке. «8,9 утром и вечером – гастроли балетной труппы «Роберт Джоффри Балет». Начало утренних спектаклей в 12 часов, вечерних в 19 часов», — так было написано в рекламе.

По приглашению Кеннеди
В то время (октябрь – декабрь 1963 года) в СССР под эгидой Министерства культуры Советского Союза Росгосконцерт проводил гастрольный тур одного из самых видных балетмейстеров США Роберта Джоффри и его труппы. Их выступления принимали у себя всего несколько крупных городов СССР – Москва, Ленинград, Киев, Харьков и Донецк. Они показали советским зрителям 9 балетов из 16 своего репертуара.
Настоящее имя знаменитого американского хореографа и педагога Роберта Джоффри (Robert Joffrey) – Абдулла Джаффа Анвер Бей Хан. Он родился в 24 декабря 1930 года в городе Сиэтле, штат Вашингтон, его отец был афганец-иммигрант, мать – итальянка. Ребенок рос болезненным, страдал астмой, и врачи боялись, что она станет хронической. Один из докторов, рекомендовавший дыхательные упражнения, посоветовал в 11 лет учить ребенка танцам, чтобы наладить его дыхание и укрепить здоровье. Так началась его карьера в балете.

В 17 лет Роберт Джоффри показал свои танцы на сцене, выступив с сольным концертом. Обучаясь в Школе американского балета в Нью-Йорке, в первый раз соприкоснулся с великими традициями русского классического балета. В те годы Джоффри брал уроки у бывшей примы-балерины Мариинского театра Александры Федоровой.
Неустанная работа над новыми постановками зарождают в нем мысль о создании своей собственной хореографической студии для воплощения творческих замыслов как балетмейстера. Однако этот процесс длился в течение нескольких лет с 1956 года. В год создания балетной труппы весь ее реквизит состоял из одной передвижной площадки и магнитофона, взятого на прокат. А в репертуаре у артистов было уже четыре балета.
Помогла создать полноценную балетную труппу американская богачка – Ребекка Харкнесс Кин. После этого жизнь у Роберта Джоффри круто изменилась. Его труппа была включена в специальную международную президентскую программу культурных презентаций. Артисты побывали на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии. В октябре 1963 года они выступили в Белом доме по приглашению президента Джона Кеннеди. После этого и начались гастроли труппы по Советскому Союзу.
Рецензия примы
Для гастролей по СССР балета Роберта Джоффри Министерством культуры был издан специальный цветной буклет. Один из его экземпляров и афиша о выступлении американских артистов в Донецке сохранились у известного нашего краеведа Валерия Степкина. Они и послужили отправной точкой для создания материала, который вы сейчас читаете.
Гастроли труппы «Роберт Джоффри Балет» в Донецке прошли с большим успехом и они было удостоены положительной рецензии примы-балерины нашего театра оперы и балета, Заслуженной артистки УССР Елены Петровны Горчаковой (1924-2006).
В своей статье «Первое впечатление», опубликованной в областной газете «Социалистический Донбасс» в номере за 14 ноября 1963 года, она отметила, что искусство сближает народы и служит делу мира. «Приятно было видеть влияние русской балетной школы на искусство наших гостей. И это тоже естественно. Роберт Джоффри, прибывший со своей труппой в Донецк, — ученик известного русского балетмейстера Баланчина, который живет в США и сохраняет традции русской хореографии…

Миниатюры наших гостей «В доме страданий» (хореография Эльвина Айли, музыка Карлоса Суринеха) и «Гамелан» (хореография Роберта Джоффри, музыка Луи Харрисона) передают содержание чисто внешними средствами, порою даже натуралистическими. В тех же случаях, когда гости демонстрируют подлинное искусство, они достигают наибольшего успеха. Это, в частности, относится к сцене «Фестиваль цветов». Она впечатляет тем, что основана на традициях классической хореографии, а исполнители создают по-настоящему поэтические образы.

Второе отделение спектакля занимает «Прошлое мюзик-холла». Это, по сути, дивертисмент, воспроизводящий каскад различных танцев прошлого. Это своеобразные воспоминания о далеких годах, которые наша молодежь не знает. С этой стороны «Прошлое мюзик-холла» представляет определенный интерес», — написала в своей статье известная донецкая балерина.

В конце публикации Елена Горчакова сделала вывод, что «зрители, заполнившие зал, познакомились с искусством одной из американских балетных трупп». «Впереди новые программы и новые встречи. Надо думать, что знакомство представит взаимный интерес», — подчеркнула она.
Финал Роберта Джоффри
После успешных гастролей по Советскому Союзу Роберт Джоффри ждали трудные времена. Как оказалось, в Америке делается не все просто так.
Ребекка Харкнесс объявила, что ее фонд выделяет более одного миллиона долларов на создание «Харкнесс балет». Джоффри сообщил прессе, что он получил от спонсора ультиматум – необходимо изменить название труппы, а его права ограничиваются художественным руководством. Он отказался. И его труппа оказалась на пороге краха – большинство костюмов и декораций формально принадлежало фонду, многие танцоры именно с ним заключили свои контракты.
Роберт Джоффри начал все почти с нуля. Он зарегистрировал Фонд американского танца как некоммерческую, освобожденную от налогов организацию в поддержку «Роберт Джоффри балле», получил чрезвычайную субсидию на тридцать пять тысяч долларов от Фонда Форда. Все последующие годы Джоффри с друзьями ставил экспериментальные балеты, а также возобновил знаменитые работы таких хореографов ХХ века, как Аштон, Курт Йосс, Мясин, Нижинский, Роббинс и Фокин. В марте 1979 года на Бродвее был показан балет Джоффри «Памяти Дягилева», созданный по случаю пятидесятилетней годовщины его смерти. Это были идея Рудольфа Нуриева – он хотел станцевать в один вечер три роли, прославленные Нижинским.
Роберт Джоффри скончался 25 марта 1988 года от СПИДа в возрасте 57 лет. Но до сих пор оригинальные постановки его труппы привлекают зрителей во всем мире.
Анатолий Жаров


















Посещая сайт vsednr.ru, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, сбор которых осуществляется «Всё о ДНР». «Всё о ДНР» может использовать указанные данные для их последующей обработки системами Яндекс.Метрика и др., которая осуществляется с целью функционирования «Всё о ДНР». Ознакомиться с Политикой конфиденциальности можно по