Группа «Джанго» довольно частый гость в ДНР. Но мало кто знает, что это практически донецкая группа. В ее составе – трое наших земляков: Игорь Лазарев, Олег Тищенко и Михаил Процай. А 2 декабря на выступлении в финале конкурса «Леди ДНР» команда пополнилась еще одним уроженцем Донбасса. Об этом рассказали фронтмен «Джанго» Алексей Поддубный и участники коллектива.
Общий донецкий язык
– Да, сейчас у нас, можно сказать, донецкая группа. Мне иногда кажется, что это я на подпевках у вашей команды «Фаzа», – признался Поддубный. – Они очень тяжелые ребята, ну в смысле музыки. Поэтому сейчас пытаюсь привить им вкус к другому направлению…
– Как вы познакомились?
Алексей Поддубный: – Я поехал в Донбасс в разгаре войны, в феврале 2015 года. Сначала в Луганск, потом сразу же в Донецк. И вот перед этим мне пишет в социальной сети какой-то Игорь Лазарев. Я до этого его никогда не видел и не слышал. Представился, написал, что он сейчас в Москве, перевез сюда свою семью, а потом вернулся, и ему на этот недолгий период нужна работа. Но я ему тогда ничем помочь не мог. Мы обменялись телефонами. Потом я приехал в Донецк на концерт, в клуб Chicago. А там со звуком все было очень плохо. Люди приходят, а звука просто нет: гитара жутчайшая, все «лезет» куда-то, заводится, свистит… Я в панике дрожащими руками набираю Игоря, говорю: «Слушай, брат, давай спасай, тут реально случай, где ты мне можешь понадобиться. И познакомимся как раз. Ты в Донецке?» Он говорит: «Да, сейчас приеду». Через 15 минут приезжает. Помню, он был в коричневой кожанке… Тогда ужасно угрожающим показался: такой страшный человек, брутальный товарищ. (Смеется.) Сейчас-то я уже привык, а тогда чуть не испугался. Игорь очень быстро все настроил – он же гитарист и знает, как все должно быть. Сделал нормальную компрессию, нормальный баланс, нормальную «частотку», вырулил, никаких свистов, ничего. Ну я отработал программу, все нормально прошло. Вот так мы познакомились лично.
Игорь Лазарев: – Кстати, мне тогда твоя песня «Снег» очень понравилась.
Алексей Поддубный: – Потом возникла идея все-таки расширить состав, потому что я постоянно выступал с одной гитарой, слушателям это уже надоело, а бывший состав группы собрать уже было нереально по многим причинам. Нужно было придумать что-то новое. И я решился собрать группу из Донецка. Я сделал предложение: как вы смотрите на то, чтобы вместе играть? Впереди был концерт на День шахтера. Игорь сказал, что нужно подумать, все поставить, отрепетировать. Это серьезное дело. В итоге решили попробовать. А нужно было сыграть 12 песен. Когда я собирал первый коллектив в Киеве, это была практически катастрофа. Люди играют хорошо, но не сыгранно или вообще не то что нужно. Было очень тяжело… А тут всего две недели мы разучивали песни, периодически с Игорем созванивались по скайпу, он показывал аккорды: «Здесь все так?» – «Да, все хорошо». Так мы и репетировали по Интернету. Я даже не знал ни Михаила, ни Олега. Мы познакомились уже на живой репетиции. Но, несмотря на все, концерт удался.
Михаил Процай: – Репетиций было целых две. (Смеется.)
Алексей Поддубный: – И на второй стало ясно: мы одна команда! Я был ошеломлен, что за такое короткое время можно не толь- ко разучить репертуар, но и хорошо сыграть. А потом понял: у ребят своя группа, свой репертуар, сыгранность, давнее знакомство, дружба и так далее… И это сыграло очень серьезную роль. Повторюсь, в свое время я никак не мог найти общий язык с киевским составом. Лишь спустя время понял причину: никто из них не служил в армии.
– Позвольте вопрос вашему баянисту: Алексей, вы же артист оркестра Московского академического театра сатиры. Как вы попали в группу?
Алексей Скипин: – Мне позвонил лидер команды, Алексей, и пригласил сыграть на сборном концерте в кинотеатре «Октябрь» новую песню «Мы не уйдем», написанную под впечатлением от увиденной войны в Донбассе. Потом попробовали дать большой концерт в московском клубе Yota Space. И вроде бы всем понравилось. Это было около двух лет назад, меня ему кто-то посоветовал, обычная музыкантская тема.
– Гастрольные графики в театре и группе часто не совпадают?
Алексей Скипин: – Да, бывает… Но пытаемся как-то находить компромиссы.
Джаз в роке
– Сегодня состав группы пополнился еще одним донецким музыкантом, клавишником Сергеем Кукузенко. Он сессионный музыкант или вы планируете сотрудничать и в дальнейшем?
Алексей Поддубный: – Это только начало большого пути. Потом разберемся, что делать. Мы с Сергеем только познакомились.
Сергей Кукузенко: – Я попал в группу «Джанго» очень просто. Игорь Лазарев – мой давний друг, соратник, мы одно время работали с ним в студии звукозаписи, играли. Игорь позвонил и сказал, что группе нужен клавишник. Это была инициатива Алексея. И он мне говорит: «Сыграешь концерт в Донецке?» – «Сыграю!» – «Выучишь?» – «Выучу». Вот так все и получилось.
– Вы раньше играли в какой-нибудь группе?
Сергей Кукузенко: – Я джазовый пианист. Играл раньше только с «Фаzа», «Улиткой», но больше как сессионный музыкант. В рок-тусовке не часто появляюсь.
– Хотели бы поучаствовать в гастролях с группой «Джанго»?
Сергей Кукузенко: – Сегодня мы отыграли только первый концерт. Если дальше все будет хорошо, подумаем о концертной деятельности.
Алексей Поддубный: – Посмотрим, захочет ли он ездить в Урюпинск или Питер. Одно дело – находиться в студии звукозаписи, в своем родном городе. Гастроли – это немножко другое, да и нагрузка психологическая.
Сергей Кукузенко: – К тому же я пока немного не готов технически. Не все концертные залы могут предоставить мне то, что
нужно для выступления.
Алексей Поддубный: – Гастроли большого коллектива связаны с финансированием, и не все организаторы могут принять весь коллектив, иногда только четверых. Кого-то приходится оставлять дома. Например, когда мы ехали на Урал, не могли потянуть Лешу.
«Я не рок-звезда»
– Алексей, вы очень тщательно скрываете свою личную жизнь. Но именно о жизни рок-звезд очень много пишут, обсуждают их личное…
Игорь Лазарев: – У него личная жизнь – это группа «Джанго». (Смеется.) Алексей Поддубный: – Ну, мне проще, я не рок-звезда.
– Алексей, тут вы сильно скромничаете. На моей памяти из рок-групп высокого уровня в Донецкую Народную Республику приезжаете только вы и «Черный Обелиск».
Алексей Поддубный: – О, «Черный Обелиск» в свое время меня очень впечатлил. Они театралы, и вот именно эта театральность меня очень впечатляет. А еще они очень круто играют. И в стихах у них есть заряд, хорошая энергетика. Ребята очень способные.
Настоящая музыка
– Игорь, расскажите немного о донецкой группе «Фаzа».
Игорь Лазарев: – Да все просто получилось. После распада моей команды, «Улитки», надо было чем-то заниматься. Собрал музыкантов: басиста и барабанщика, начали репетировать, было даже несколько выступлений. Затем меня пригласили гитаристом в проект Tania BerQ. Потом там возникла проблема с бас-гитаристом, и я пригласил своего друга Олега Тищенко. Попробовали сыграть вместе в «Фаzа», и все получилось. Материал был давно, подтянулся Михаил, отрепетировали, дали несколько выступлений.
– Последнее, насколько я помню, было в 2015 году?
– Да, действительно. Дело в том, что работа в «Джанго» отнимает очень много времени. Прежде всего, гастрольные поездки. К тому же надо подготовить и разучить новый материал. А если учесть, что стилистика у «Фаzа» и «Джанго» абсолютно разная, очень тяжело переключаться. Но ничего, мы накапливаем материал, репетируем.
– Олег, вы были фронтменом группы L.I.R.A. Песня «Далеко-далеко» транслировалась на многих музыкальных, да и не только, телеканалах. Каково это, быть басистом в группе после роли фронтмена?
Олег Тищенко: – Да, до сих пор у меня просят минусовки песен группы L.I.R.A. Но это все пройденный этап. На самом деле мне абсолютно без разницы, на каком месте я стою в группе, если мы играем хорошую музыку. А Лешина музыка трогает, она настоящая, не выдуманная, а естественная и идет прямо от сердца. Не было никаких сложностей. Можно это рассматривать как угодно.
И не потому, что теперь я бас-гитарист, а был фронтменом. Мне больше нравится такое понятие, как человек-музыкант. Хорошую музыку можно сыграть на чем угодно. Плохо можно сыграть, если ты песню не понял, не прочувствовал, ну или если ты вообще не музыкант.
Алексей Поддубный: – Тут еще стоит понимать, что они не только гитаристы, но и аранжировщики, авторы своих проектов. Люди знакомы с понятиями аранжировки, оркестровки и так далее.
– А как вы репетируете? Многие группы собираются несколько раз в неделю, а вы все же живете в разных городах. Как у вас это все происходит?
Алексей Поддубный: – Мы репетируем на концертах. (Смеется.)
Олег Тищенко: – Настройка звука перед выступлением, саунд-чек, – это та же репетиция, вот и все. Например, сегодня мы сделали полный прогон программы, все песни сыграли. Ну и, кроме того, мы же все-таки профессионалы! (Смеется.) Ну а перед записью новой песни Алексей арендует нормальную, серьезную репетиционную базу, и там уже идет работа по полной.
В рамках жанра
– Пару лет назад вы выступали с симфоническим оркестром Донецкой государственной академической филармонии. Концерт был великолепный. Откуда взялась идея и как вы ее осуществили?
Алексей Поддубный: – У меня уже был подобный опыт в Луганске. Остались партитуры, ну и решили попробовать это сделать в Донецке. Вроде бы получилось.
Олег Тищенко: – В оркестре нашей филармонии собраны профессионалы высочайшего уровня. У них все грамотно и слаженно.
– Алексей, как вы можете охарактеризовать стиль, жанр своей группы?
Алексей Поддубный: – В последнее время я начал задумываться: рамки жанра все-таки существуют? Или они есть, но только в моей голове? С одной стороны, рамки жанра не позволяют мне выразить то, что я хочу. С другой – я все-таки хочу сохранять эти рамки, чтобы песни были доступными, нормальными, человеческими, а не заумными и непонятными. Поэтому пусть жанр будет называться просто: песни группы «Джанго».
Андрей Кладиев, газета «Донецкое время»