В Доме кино «Шевченко» состоялась премьера российского военно-приключенческого боевика «Т-34» режиссера Алексея Сидорова. Главные роли в картине исполнили Александр Петров, его возлюбленная Ирина Старшенбаум, Виктор Добронравов, Антон Богданов, Винценц Кифер, Петр Скворцов и Семен Трескунов.
История одного спасения
В России существует настоящая культура военного кино: каждый год выходит по две-три ленты, посвященных Великой Отечествен- ной и ужасам концлагерей.
Картина Алексея Сидорова «Т-34» основана на военной легенде: во время войны в Германии существовал особенный полигон, на котором немцы использовали захваченные танки Красной Армии, укомплектованные солдатами и гражданскими из фашистских лагерей в качестве «живых» мишеней для отработки маневров. В 1965 году уже выходил фильм «Жаворонок» с аналогичным сюжетом, где танковый ас сбегает из плена.
Но создатели «Т-34» утверждают, что их картина – это не ремейк, а более светлое и «волшебное» переосмысление истории без трагичных смертей главных героев. Основное действие начинается с ударного боя в подмосковном селе Нефедово в 1941 году и выглядит как отдельный короткометражный фильм. Вот под тяжелую металлическую музыку снаряд вгрызается в сталь немецкой «пантеры», вот он метко пробивает насквозь сразу пару противников, вот шальная улыбка появляется на лице Александра Петрова… И вы уже не можете оторваться от экрана.
Несмотря на то, что в первой части картины главному герою Николаю Ивушкину удается справиться с целой танковой ротой борода- того Клауса Ягера (Винценц Кифер), он все равно попадает в немецкий плен.
Интересно, что схватка Николауса и Николая (да-да, у офицеров одинаковые имена) снята с большим азартом, драйвом и, соответственно, любованием сопутствующей танковой машинерией, чем нежная романтическая линия между персонажами Петрова и Старшенбаум. Несмотря на то, что актеры, которых связывают серьезные отношения в реальной жизни, в один голос твердят: внезапная любовь – это мотивация выжить в аду войны, отработана она в контексте сценария достаточно неловко.
Танк настоящей победы
Усатый Виктор Добронравов с натренированным белорусским говором – настоящий «папка» для своих товарищей. Антон Богданов из «Реальных пацанов» играет борзого, но основательного уральского охотника. В свою очередь, молодой Юрий Борисов, прославившийся благодаря ролям в сериалах «Молодая гвардия», «Выстрел», «Мотыльки» и «Отчий берег», представлен хронически гнусавым интеллигентом Серафимом.
Нельзя не отметить не только сыгранность актерского ансамбля, но и серьезную техническую составляющую фильма: с нуля была построена деревня в Калужской области, воссоздана визуальная аутентичность танков, дуэли гусеничных махин делались в стиле настоящих танковых симуляторов c бесконечными «рапидами» нарисованных снарядов и пуль.
Однако отдельным образом стоят съемки в самих танках, которыми актеры профессионально учились управлять. Например, Вик- тор Добронравов, играя механика-водителя, проводил в машине по 12 часов в день. По словам оператора Михаила Милашина, в танк было поставлено пять камер, и актерам приходилось играть прямо в движущейся, вибрирующей машине.
Кадры из тесного танка стали одной из важнейших драматических составляющих фильма: в небольшом замкнутом пространстве актеры смогли наглядно продемонстрировать, как люди глохнут и приходят в себя после контузии, почему солдаты погибают или выживают внутри танка. Давно не модная «слоумо» (замедленная съемка) здесь, кстати, пришлась весьма кстати.
Возможно, единственное, что может вызвать у зрителя когнитивный диссонанс – выход фильма о страшной войне в период новогодних праздников. Но, как заверяет режиссер «Т-34», а также брутальных «Бригады» и «Боя с тенью», – бояться нам нечего. «Совершенно не обязательно военному фильму быть мрачным и трагичным по интонации. Да, это война. Да, это смерть. В каждой семье есть погибшие. Но в этой войне мы победили. И это важно!», – говорит Алексей Сидоров.
По материалам газеты «Донецкое время»