В политическом триллере «Альфа Р», съемки которого проводила киностудия «Русский час», снималось больше десятка актеров нашего МДТ имени М. М. Бровуна. Мы попросили некоторых из них, а также режиссера театра Анну Цыбань поделиться своими впечатлениями об участии в этом масштабном и необычном проекте.

Сергей Лупильцев был генералом

Кто ваш герой в фильме?

– Он генерал спецслужб. Каких именно, мы не уточняем. Но в фильме говорится о том, что спутники, ракеты и самолеты – это наша тема. К ней мы добавили еще дроны.

– Каков характер у вашего персонажа?

– Он где-то жесткий, где-то с юмором. Профессионал из той плеяды, которая имеет советскую закалку. Мне этот образ близок и по возрасту, и по характеру, хоть я, конечно, не такой жесткий. Мне не доводилось руководить. А у моего героя в подчинении и внешняя разведка, и контрразведка, и военные. По мановению пальца, одним взглядом он может передвигать войска.

– Как вам работалось на съемочной площадке?

– Очень хорошо. В составе съемочной группы были молодые, но уже очень профессиональные ребята, выпускники ВГИКа. Я им намекнул, что в Донецке нет своей киностудии, после чего они загорелись идеей ее создать.

Съемки начались в марте, на должном уровне секретности. Даже сценарий можно было показывать лишь ограниченному кругу людей.

Я бы назвал эту картину документально-художественной. Там тонкая грань между актерством и реальными событиями, они практически один в один совпадают с тем, что у нас происходило.

Наверху идея фильма так понравилась, что решили сделать и предысторию, и продолжение. Заканчивается фильм событиями в Сирии, и, по-моему, он растянется еще серии на две-три.

– Это не первая ваша работа в кино?

– Последний раз я снимался в 2012 году в Киеве. Там мой знакомый Андрей Макарченко делал дипломную работу – 15-минутную короткометражку по Чехову. Она называлась «Бумажник». До этого самой крупной киноработой у меня была роль в сериале «Колдовская любовь». А самой первой моей киноработой стала роль в многосерийном фильме «Синдикат-2» об известном террористе Борисе Савинкове, вышедшем на экраны в 1981 году. Но участие в съемках я принимал в 1975 году, когда мне было 20 лет. Играл польского офицера, который переводил через границу банду, намеревавшуюся организовать контрреволюционный мятеж. Также снимался в мелких эпизодах, например, в десятой серии известного киноромана «Рожденная революцией».

– Но главная роль – первая в карьере?

– Ну, она не совсем главная. А в той же «Колдовской любви» я был занят в 58 сериях из 62. Планировалось еще и продолжение. Но проект не состоялся из-за финансовых проблем.

Владимир Быковский сыграл «укропа»

– Вы раньше уже снимались в кино?

– Только в эпизодах. Каких-то значительных ролей не было. В 2011 году я снимался в фильме «В субботу», посвященном очередной годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС. В 2014 году мы с семьей прятались от войны в подмосковном Ногинске. В это время мы зарабатывали съемками в эпизодах в сериалах и различных телевизионных проектах. Например, меня «судили» в одной из серий телепроекта «Окончательный вердикт». Я изображал обвиняемого и даже сидел в клетке в зале суда. В другой серии роль подозреваемой играла моя жена. Кроме того, были незначительные эпизоды в сериалах, название которых я даже не помню.

– Значит, на съемочной площадке фильма «Альфа Р» вы чувствовали себя уверенно?

– Конечно. Ведь опыт уже имеется. Специфика знакома.

– Какую роль играли в «Альфа Р»?

– Как бы потактичнее сказать? Играл некоего представителя ВСУ. Он служит в аэровойсках и не столько бегает с автоматом, сколько проводит время за ноутбуком, управляя беспилотником с помощью цифровых технологий.

– Сложно было войти в образ ВСУшника, учитывая то, что вы находитесь по другую сторону баррикад? Как вы добивались того, чтобы враг предстал человеком, а не картонным злодеем?

– Я еще не видел окончательного варианта своей работы, поэтому не могу оценить, как я ее сделал. Как артист, я просто выполнял свою работу, не проявлял личного отношения к тому, что делают ВСУ в Донбассе. Для профессионального артиста не должно быть важным, играет он положительного или отрицательного героя. Главное – понять внутреннюю мотивацию персонажа, почему он поступает именно так, а не иначе. Тогда получится сыграть достоверно, образ выйдет максимально правдоподобным и органичным.

Со мной в кадре был еще один наш актер – Павел Бодров, он тоже играл «укропа». Также с нами снималось нескольким профессиональных военных. Надеюсь, что мы талантливо сыграли сволочей, а они талантливо постреляли, согласно сценарию.

В общем, впечатления от съемок только позитивные.

Наталья Качура стала ополченкой Катюшей

Артистка-вокалистка нашей Муздрамы играет в фильме «Альфа Р» ополченку с позывным «Катюша». Юная защитница Донбасса исполняет там песню «Быть на войне».

– Предложение участвовать в проекте для меня стало довольно неожиданным, я очень ответственно к нему отнеслась, – рассказывает Наталья Качура. – Скажу честно – я безумно переживала, справлюсь ли. Незадолго до того, как съемочная группа приехала в Донецк, Александр Коробко увидел в интернете песню «Быть на войне», которая была создана совместно с автором гимна ДНР, заслуженным работником культуры ДНР Михаилом Хохловым. Режиссеры впечатлились песней и решили, что она как нельзя лучше подходит для фильма и очень точно передает картину происходящего в Донбассе. Потому предложили мне ее там спеть.

К небольшой, но трудоемкой роли актриса готовилась очень тщательно. Просмотрела много военных фильмов, для создания собирательного образа Катюши искала нюансы в поведении девушек, которые ушли на войну, умело компонуя черты реальных жителей Донбасса в один характер своей героини.

– Мне, конечно, очень хотелось сыграть в фильме женщину, которая была вынуждена оставить привычную жизнь и встать на защиту своей Родины. Это огромная честь – поработать в таком проекте. И я благодарна всем тем, кто доверил мне сыграть роль, кто верил в мои силы и результат, в том числе генеральному директору –художественному руководителю театра Наталье Марковне Волковой, а также продюсеру фильма Александру Юрьевичу Коробко, – отметила Наталья Качура.

У молодой артистки было всего три съемочных дня, но за это время она поняла, насколько тяжел труд киноактрисы.

– В кино главное все: настроение, эмоции, кадр, общая картина. При этом времени в процессе съемок не остается даже на перекус. Дорога каждая минута. И даже непростые погодные условия не должны мешать процессу. В те дни, в которые я снималась, было очень холодно и ветрено. Приходилось долгое время стоять в растаявшем снегу, находиться на сквозняке, работать практически в открытом поле, – делится наша собеседница.

Возникали и другие сложности. Например, молодой актрисе было трудно во время съемок находиться в разрушенном аэропорту.

– Я понимала, что это уже совсем не фильм, а наша реальность, в которой мы, жители Республики, находимся уже почти шесть лет, – отмечает она.

Анна Цыбань помогала выбирать актеров

Режиссер-постановщик театра Анна Цыбань помогала съемочной группе фильма с выбором актеров, а также реквизита и костюмов, имеющихся в Муздраме.

– Сначала мне дали сценарий фильма и сказали, чтобы я предложила актеров, которых вижу в той или иной роли, – рассказывает она. – После этого мы вместе обсуждали эти кандидатуры, кого-то утверждали на роль, кого-то нет. Когда же члены съемочной группы увидели в нашем спектакле «Юнона и Авось» Руслана Слабунова, играющего графа Резанова, сказали, что он им нужен в фильме. Также сами они выбрали Анастасию Банникову, без подсказок с моей стороны.

По словам Анны Цыбань, на съемках артисты открыли очень много нового для себя и поняли, что актер театра и актер кино – это две разные профессии.

Ольга Стретта, газета «Донецк вечерний»