За последние несколько дней жизнь здорово изменилась. Детей распустили по домам учиться дистанционно, родителей переводят на удаленную работу.
При этом взрослые оказались в непривычной и сложной для себя ситуации: одновременно нужно быть и мамами-папами, и сотрудниками своих предприятий, и отчасти педагогами, взяв на себя некоторые функции учителей по организации образовательного процесса. Все это – на фоне угнетающих новостей извне. Как в такой ситуации сохранить самообладание и спокойную атмосферу в семье?
Дистанционное обучение – серьезный вызов для детей и родителей, жесткий тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться.
Итак, сбылась мечта очень многих школьников – учиться, не выходя из дома. Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как правильно организовать учебный процесс.
Дома нужно постараться сохранить учебную атмосферу: соблюдать расписание, стараться не прогуливать онлайн-уроки, участвовать в обсуждении, решать онлайн-тесты, упражнения.
Поначалу все новое вызывает интерес – поддержите ребенка в этом интересе, обсуждайте с ним способы обратной связи и оценивания, учите общаться с источниками информации и новыми технологиями, помогите подключить камеру и проверить микрофон и др.
Соблюдайте режим дня. Дистанционное обучение – это не каникулы. Ребенок может дать себе незначительные поблажки (вставать не в 7 часов, а в 8, например, с учетом, что экономится время на сборы и путь до школы), но, в целом, стоит сразу соблюдать обычный график пятидневной учебной недели. Это поможет ребенку в первые же дни почувствовать ритм учебы. Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.
Очень важна организация рабочего места. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Так же, как и в школе, на время уроков стоит ограничить использование мобильных телефонов в неучебных целях.
Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации школы.
Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы ребенок сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним, что ему поможет и что может помешать. В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком, что получилось, а что пока нет.
Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм» завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, который фиксировал бы окончание запланированного периода.
Не забывайте о физкультуре, рисовании, музыке. Мало того, что эти предметы стоят в расписании, и программа по ним также должна выполняться – все эти занятия помогают снять стресс и переключиться. Так что, когда у вашего ребенка физкультура или рисование – по возможности присоединитесь к нему и снимите свой стресс заодно…
Не забывайте, что для успеха, в первую очередь, важно спокойствие. У спокойных родителей, как правило, спокойные дети, поэтому постарайтесь в разговоре с учителями снять свои опасения по поводу обучения ребенка. Не стоит требовать от ребенка в новых условиях слишком многого (но и не требовать совсем тоже будет ошибкой). Не позволяйте, чтобы обучение стало поводом для постоянных конфликтов.
Также стоит помнить, что сама ситуация карантина может быть источником стресса и переживаний. Не стоит их усугублять. Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс. Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей!
Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома – не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему.
Если дома оказались несколько человек, то важно, чтобы каждый имел время для автономного существования, когда каждый занимается своими делами. Уметь быть отдельно – не менее важное умение, чем быть вместе.
Уважаемые родители! Постарайтесь использовать это время, чтобы вам с ребенком лучше узнать друг друга. Общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена. Желаю удачи!
Наталья БОНДАРЕНКО, психолог Новосветской школы № 1
газета «Новая жизнь»