Одна из привычек, которая невероятно раздражает окружающих, – это постоянное перебивание речи собеседника. Перевоспитать взрослого человека будет очень сложно, лучше не дать этой привычке развиться у ребенка. Как отучить малыша лезть в разговоры взрослых, расскажет практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка Наталья Загорная
Есть множество взрослых разговоров, в которых участие ребенка совсем неуместно. Стоит ли немедленно уделить внимание малышу или продолжить разговор – зависит от ситуации. Конечно, если чаду срочно нужна помощь, то родитель должен отреагировать немедленно. Однако если вы понимаете, что никакой срочности нет, а ребенок просто пытается привлечь к себе внимание, то стоит принять меры. Задача отучить сына или дочь перебивать старших вполне решаема. Для начала нужно выяснить для себя, почему дети перебивают?
Жажда внимания
Дети до 3–4 лет не обладают крепкой памятью, поэтому у них присутствует потребность высказать свои мысли немедленно. Если малыш не выскажется, он может через несколько минут просто не вспомнить, что именно хотел вам сказать. Возраст до 4 лет отличается еще и сильными «собственническими» чувствами к родителям. Такое ревностное отношение порождает у ребенка желание перебивать взрослых.
Дошкольники иногда до такой степени увлекаются своими мыслями, что могут просто не заметить, что вы с кем-то разговариваете. Дети этого возраста уже в состоянии усвоить правила хорошего тона, но могут прерывать вашу беседу, когда им срочно требуется ответ на животрепещущий вопрос.
Дети от 6 до 11 лет приучены вести себя уважительно в компании взрослых, но могут пытаться привлечь внимание к своей персоне, если им скучно, если в компании нет других детей или им просто нравится повышенное внимание со стороны старших.
Подростки тоже могут перебивать взрослых. Им свойственны самоутверждение и «свержение авторитетов». То, о чем говорят родители, кажется им ужасно скучным и малоинтересным, поэтому они перебивают, спорят, отстаивая свою точку зрения, даже если понимают в душе, что неправы.
Есть еще одна причина, по которой ребенок перебивает: он просто не знает, что можно вести себя иначе. В этом случае малыша нужно научить правильному поведению. Важно, чтобы он при этом чувствовал уважение родителя к его потребностям и интересам. Ребенок должен уметь подождать и потерпеть, но самое главное – он должен быть уверен, что получит то, чего ожидает.
Что делать, если ребенок перебивает?
Расскажите ребенку о правилах этикета, о том, что перебивать собеседника – дурной тон, так как дискомфорт испытывают оба участника общения. Объяснять это следует наедине, приводя примеры вторжения в детский разговор. Например: «Вот вы с Ваней обсуждаете, какую лучше башню строить, а я постоянно перебиваю вас и говорю о пользе молочной каши. Тебе понравится это? Или ты смотришь мультфильм, а я тебе говорю через каждую минуту: посмотри, как я красиво салат нарезала, посмотри, какая морковка у меня интересная…». Такой способ эффективен для ребенка 6–10 лет.
Дети от 3 до 5 лет желают получить внимание взрослого немедленно и любой ценой. Если ребенок не дает разговаривать, это может быть сигналом того, что с ним надо больше общаться. Для того чтобы компенсировать недостаток внимания, полезно вводить ежедневно по 15–30 минут «безусловного» времени – когда родитель полностью погружен в общение или игру с ребенком. Желательно, чтобы это происходило в одно и то же время дня и не совпадало со временем укладывания ребенка спать. В течение этих минут мама или папа не должны отвлекаться на телефон, переписку и разговоры с другими людьми. Эти правила не должны нарушаться. Зачастую такое ежедневное общение практически полностью удовлетворяет потребность ребенка в близости с родителем. Как следствие, малыш перестанет привлекать к себе внимание и перебивать взрослых в разговоре.
Личный пример
Очень важен личный пример. Если ребенок видит взаимоуважение собеседников на примере старших, то ему будет проще поверить в то, что требования родителей к нему справедливы, и его легче будет этому научить.
Можно предложить систему условных сигналов. Например, мама разговаривает, а ребенок, которому хочется что-то сказать, кладет ей руку на плечо, и мама, в свою очередь, молча берет его руку в свою. Это будет означать, что она поняла и выслушает ребенка, когда закончит свой разговор. Важно находить время и возможности выслушивать своих детей.
Также нужно помнить, что каждую минуту в жизни ребенка что-то происходит. Мысли, фантазии, проблемы, заботы, просьбы – всем этим надо поделиться с родителями. Поэтому вместо грубых слов нужно применить ласку и смекалку.
Если вы знаете, что сегодня к вам приходят гости или вы собираетесь долго говорить по телефону, то предупредите об этом ребенка. Скажите малышу, что вы будете заняты какое-то время по важному делу. Чтобы исключить возможность вмешательства ребенка в разговор, найдите для него интересное занятие на это время. Можно создать для него дополнительную мотивацию. К примеру, «поиграй тихонечко, пока я буду говорить с человеком, а потом мы вместе с тобой построим замок».
Очень важно сохранять самообладание. Если вы вежливо и ласково попросите ребенка не перебивать, то со 2-й или 3-й попытки он поймет это. Главное, не переходите на крик.
Беседовала Екатерина Романова, газета «Донецкое время»