Конец учебного года не за горами. Но у учеников выпускных классов приближение лета вызывает тревогу. И дело не только в пугающих экзаменах. Некоторые выпускники попросту не могут определиться с будущей профессией и выбрать вуз по душе. Разрешить эту проблему поможет практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района Донецка Наталья Загорная
Вопросы и ответы
Выбор профессии – это очень сложная задача для старшеклассников, и родителям следует помочь в ее решении. Ведь самые близкие родственники лучше знают характер, привычки и интересы своего ребенка. Чтобы помочь своему выпускнику сделать правильный выбор профессии, родителям следует ответить себе на такие вопросы:
- Какие интересы и склонности вы отмечаете у своего ребенка?
- Кем хочет стать ваш ребенок?
- Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его характера?
- Что вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
- Чем вы советуете сыну (дочери) заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
- Соглашается ли сын (дочь) с советом? А если нет, в чем причины разногласий?
- Как вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить ваш ребенок?
Отвечая себе на эти вопросы, родители смогут лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.
Хочу, могу и надо!
Выбор профессии состоит из нескольких этапов, и первый из них – принятие решения. Здесь важно помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах личности. Также важно проанализировать с подростком три основных фактора, влияющих на его выбор профессии. Первый фактор – «хочу». Родителям следует помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.
Второй фактор – «могу». Необходимо познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. Третий фактор – «надо». Нужно обсудить с выпускником, насколько реально для него найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность. Следует оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта, совместно продумать запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Безошибочный выбор
Очень важно рассказать своему ребенку о типичных ошибках при выборе профессии.
- Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах: помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература, информация из Интернета.
- Выбор профессии «за компанию»: часто молодой человек или девушка просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
- Выбор престижной профессии: в данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и другие. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
- Отождествление учебного предмета с профессией. Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако профессия мотивах: помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература, информация из Интернета.
- Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится. К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он решает, что это и его призвание тоже. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
- Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии. Ряд профессий предъявляют очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, плохое зрение для водителя).
- Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии: незнание динамики развития в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту. Второй этап – это выбор учебного заведения. Нужно познакомиться со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, характером вступительных экзаменов. В этом могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений и дни открытых дверей, регулярно организуемые учебными заведениями. Далее следует поступление в учебное заведение. Когда вся не-обходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора.
Готовность к страхам
Родителям важно учитывать типичные страхи подростков при выборе профессии и знать, как вести себя в таком случае
- «Я плохо знаю предмет (например, физику) и не сдам экзамен». За этим стоит то, что у подростка нет настоящей страсти к профессии, для которой надо учить физику. Физика – препятствие. Человек не готов ради мечты выучить предмет. Или слова «не знаю физику» – увертка от родительского требования стать инженером: «Я знаю, чего хочу: буду артисткой».
- «У меня все хорошо получается, но сильно я ничего не люблю». В этом случае стоит обратиться к хорошему специалисту по профориентации, школьному психологу. При помощи специальной диагностики он определит склонности и способности подростка. Исходя из этой информации можно принять решение по выбору будущей профессии.
- «А вдруг я не поступлю (в хорошее место) и потеряю год?» Тут следует объяснить, что в случае неудачи у абитуриента будет лишний год, чтобы хорошо подготовиться. Главное – адекватно оценивать свои силы и не лениться.
- «Как я уеду от родителей?» Родителям необходимо помогать ребенку развивать навыки самостоятельной жизни, а также оказать помощь и поддержку в установлении контактов в другом городе.
- «А вдруг у меня нет таланта?» Создание для ребенка сферы всевозможного развития и разностороннего приложения сил поможет ему познать себя и определиться со своими склонностями.
- «Смогу ли я этим зарабатывать?» Здесь следует искать сведения о профессии, смотреть фильмы о них, слушать радиопередачи, смотреть, как работают знакомые специалисты, и, если доход не устраивает, продолжать размышлять, какая профессия подойдет больше.
Беседовала Екатерина Романова, газета «Донецкое время»