Как появился и чем сейчас живет донецкий экспериментальный театр «Отражение»

Корреспондент «Донецка вечернего» пообщался с преподавателем кафедры актерского искусства Донецкой музыкальной академии им. Прокофьева, основательницей студенческого экспериментального театра «Отражение» Мариной Малыхиной. Говорили о подготовке будущих актеров, о тайнах творческой кухни и планах на ближайшее будущее.

СТУПЕНЬКА ЗА СТУПЕНЬКОЙ

Театр «Отражение» еще очень молод. Он был создан 19 апреля 2019 года.

– Мы сыграли свой первый спектакль, а потом поняли, что хотим быть студенческим театром, – рассказывает Марина Малыхина. – В свое название мы вложили глубокий смысл. Кроме того, что мы студенческий, мы еще и экспериментальный театр. Поэтому изначально дали себе право на эксперимент, на ошибку, на возможность быть ни на кого не похожими, а иногда оставаться непонятыми или смешными.

– Первый спектакль дал и название вашему коллективу?

– Да, по сути, так. Почему? Потому что театр – это не только искусство, это еще и возможность для человека показать самого себя. Зрители приходят сюда не только, чтобы приятно провести досуг, но и за жизненным опытом. Поэтому каждый видит в происходящем на сцене то, что ему созвучно. По большому счету, в каждом спектакле, зритель смотрит на то, что сам собой представляет.

За время существования театра в его репертуаре появилось четыре работы. Помимо дебютной постановки, был новогодний проект, совместный с Донецким республиканским художественным музеем. Далее – инверсивный спектакль «Тайны музейных залов». Снова в художественном музее, с которым театр плодотворно сотрудничает с первого дня своего существования. И наконец, пришло время проекта «Пять историй на четырех стульях» по рассказам Аверченко, Зощенко, Мишина. Это стало очередной попыткой коллектива идти по программе актерской подготовки.

– На тот момент наши артисты обучались на втором курсе, и в программе были рассказы, из которых мы брали небольшие отрывки и играли, давая им возможность прикоснуться к образу. Но за рамки учебных задач мы не выходили, – продолжает Марина. – Основным моментом работы со студентами в этом театре является поэтапное обучение. Со всеми остальными педагогами мы договорились не натаскивать студентов на какой-то заоблачный результат, а двигаться к цели ступенька за ступенькой, чтобы на каждой из них ребята осваивали посильные задачи.

Шло время, рос репертуар. Еще одним достижением стала сказка «Новогодние приключения сказочного патруля». Эта театрализованная программа была преподнесена в качестве новогоднего подарка детям-сиротам, ребятам, обучающимся в интернатах. Участники постановки получили возможность создать яркие сказочные образы, что не просто подарило детишкам массу позитивных эмоций, но и стало полезным этапом в обучении.

ДЕФИЦИТ МУЖЧИН

– Совсем недавно в нашем театре прошел первый в этом году праздник. На первый курс актерского отделения пришли очень интересные ребята. По результату первых недель обучения, по их участию в концерте первокурсников мы увидели, что это люди, готовые стать частью нашей творческой команды. Поэтому поспешили принять их в состав нашего театра. Сразу обсудили планы и приступили к созданию спектакля, к которому шли достаточно долго. Проект называется «Философские сказки». Для его реализации требуются и человеческие ресурсы, и интеллектуальные вложения, и время. Сейчас, когда состав нашего театра пополнился, мы поняли, что готовы к такой работе. В основе будут актерские этюды. Из них будет состоять весь спектакль.

– У вас учатся в основном девочки. Мужские роли приходится играть тоже им?

– У нас на третьем курсе есть мальчик, он заочник. На дневном отделении в академии он учится как музыкант. Но успевает посещать и репетиции театра. На первый курс к нам поступил замечательный парень, которого я видела два года подряд как член жюри театральных фестивалей и конкурсов. Он занимал призовые места и получал награды. Этот студент как раз из очень перспективных, и мы рады видеть его в стенах нашего вуза.

КАК НЕ СВАЛИТЬСЯ В ЭПАТАЖ

– Вы говорите, что сейчас ваш репертуар строится на основе каких-то этюдов в рамках учебной программы. А в ближайшем будущем планируете замахнуться на классику, хотя бы на рассказы?

– Мы с классики, собственно, и начали. Ведь наш пилотный проект «Отражение» создан на основе рассказа Брюсова «В зеркале». «Пять историй на четырех стульях» – это тоже очень хороший материал из классики мастеров рассказа. Кроме «Философских сказок», начинаем работу над еще одной постановкой на базе классической литературы. Я думаю, что для студентов классика должна играть первостепенную роль, ведь учиться надо на хорошем материале, дающем возможность уйти в глубину. Наше обучение направлено на то, чтобы в первую очередь развивать студентов личностно, делать каждого в отдельности ярче, интереснее.

– Ваш театр экспериментальный. Сразу вспомнились эпатажные режиссеры, шокирующие публику. Как не перейти грань между творческим экспериментом и эпатажем?

– Я думаю, все дело во вкусе тех людей, которые заняты экспериментом. Если делать его только для того, чтобы обидеть, шокировать, зацепить публику или просто запомниться, то можно свалиться в какой-то совершенно некрасивый эпатаж. Мы такой цели перед собой не ставим. Допустим, в нашей новой работе «Философские сказки» эксперимент заключается в стремлении поставить целый спектакль из студенческих этюдов. Мы пытаемся понять, насколько эта внутренняя актерская кухня будет интересна зрителю, привыкшему к иным постановкам в исполнении профессионалов. Мы сами пока не знаем, что получится в конце. Поэтому для нас эксперимент – это возможность сделать то, чего себе не могут позволить профессиональные театры, в том числе немного пофилософствовать и даже в хорошем смысле похулиганить.

ЕСТЬ ЧЕМ ПОДЕЛИТЬСЯ

– Ваши актеры еще очень молоды. Как им удается делиться жизненным опытом с залом?

– К сожалению, с учетом ситуации в Донбассе, о наших ребятах нельзя сказать, что у них мало жизненного опыта. Они росли в последние шесть лет в очень сложных условиях. В сравнении со своими сверстниками они совершенно другой народ, с большей глубиной понимания материала, с умением ценить сиюминутность каждого момента. Эти ребята не совсем дети, они имеют жизненный опыт и готовы делиться им со сцены. В этом году наши выпускники брали пьесу Разумовской «Под одной крышей», где в качестве центральной проходит тема войны, и им уже было что сказать.

– Ваш театр принимал участие к конкурсах и фестивалях. Расскажите о достижениях.

– Мы стараемся принимать участие во всех возможных конкурсах и фестивалях, проходящих в Республике. В прошлом году, как и в этом, наш коллектив победил на фестивале «Студенческая весна» в номинации «Театральное искусство». Две наши артистки впервые в жизни вышли на сцену Молодежного театра в Ростове-на-Дону. Есть у нас и звание лауреатов III степени во Всероссийском конкурсе-фестивале «Его величество театр», где мы представляли спектакль «Отражение». Это тот уровень, к которому мы стремимся. Хотим достойно соревноваться не только на республиканском уровне. За этот же спектакль у нас есть звание лауреатов II степени на фестивале «Наш дебют» в российском городе Пытьях.

Беседовала Ольга СТРЕТТА, газета «Донецк вечерний»