В соответствии с п. 11.2. Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной Приказом Министерства финансов Украины № 69 от 11.08.1994 г. (далее – Инструкция № 69), инвентаризация проводится в присутствии материально ответственного лица. Данный пункт нельзя рассматривать исключительно в качестве формального требования. Он крайне важен в случае выявления расхождений (недостач, излишков), возникших у определенного материально ответственного лица.
Инструкция № 69 не содержит информации о возможности проведения инвентаризации в случае отсутствия материально ответственного лица по причине его временной нетрудоспособности, поэтому в данном вопросе можно обратиться только к практике проведения инвентаризаций.
Существуют следующие варианты решения вопроса:
- Перенос сроков проведения инвентаризации.
Можно перенести сроки проведения всей инвентаризации или издать приказ (внести изменения в основной приказ о проведении инвентаризации) о переносе сроков по конкретному материально ответственному лицу до момента прекращения временной нетрудоспособности работника. - Оформление инвентаризации с последующей подписью ее результатов работником в первый рабочий день после выхода из больничного.
Данный способ следует применять в случае, если за материально ответственным лицом закреплено незначительное количество материальных ценностей и доступ к ним не ограничен. Например, за сотрудником закреплены такие ТМЦ: компьютер и калькулятор, местонахождение которых, является местом проведения инвентаризации. Такой порядок не предусмотрен Инструкцией № 69. Однако, главной задачей инвентаризации является подтверждение фактических остатков, и ее результаты могут быть признаны при условии, что материально ответственное лицо укажет, что не имеет претензий к инвентаризационной комиссии и поставит свою подпись. Данный вариант применим только при условии отсутствия расхождений в виде недостач или излишков.
Источник: журнал «Налоговый советник»