Как решаются транспортные проблемы в Донецке

Мы часто говорим о наших достижениях в транспортном обслуживании населения, о том, что общественный транспорт у нас самый дешевый и доступный. Все это так. Но многие жители отмечают, что в часы-пик — трамвай и троллейбус приходится ждать долго, и подходят они зачастую уже переполненные. О том, что делается для улучшения работы общественного транспорта рассказала начальник управления экономики и промышленности столичной администрации Наталья Лоза.

Нарекания обоснованы

– Один из сотрудников коммунального предприятия администрации Донецка сообщил, что их предприятие направило на имя Главы Республики Дениса Пушилина письмо о критическом состоянии подвижного состава электротранспорта, острой нехватке кадров и прочих наболевших вопросах. Как будут решаться проблемы с электротранспортом?

– Проблемные вопросы в обслуживании населения муниципальным транспортом есть, считаем жалобы и нарекания жителей и гостей столицы Республики по поводу недостаточного обслуживания коммунальным транспортом обоснованными. Наиболее злободневной проблемой на сегодняшний день является дефицит водителей трамвая, троллейбуса, рабочих кадров.

Отсутствие необходимого количества водителей является основной причиной недовыпуска подвижного состава на маршруты, открытых графиков, увеличения интервалов движения. Причина дефицита кадров – низкая заработная плата сотрудников данных профессий. Квалифицированные водители трудоустраиваются в граничащих с нами государствах, потому как там они получают зарплату в больших размерах.

Ни для кого не секрет, что коммунальный транспорт практически во всем мире является дотационным. Предприятия горэлектротранспорта получают компенсацию для выплаты заработной платы работникам в соответствии с действующим отраслевым соглашением. За счет средств от продажи билетной продукции руководство коммунального предприятия «Донэлектроавтотранс» осуществляет доплаты (премии) сотрудникам. Однако этого недостаточно. Наши предложения о необходимости утверждения отраслевого соглашения, которое будет устанавливать минимальные и обязательные нормы в оплате труда и регулировать трудовые отношения с водителями троллейбусов и трамваев, а также сотрудниками рабочих специальностей КП «ДЭАТ», направлены в профильные органы Республики и, по состоянию на сегодняшний день, находятся на рассмотрении.

Остальные проблемы в работе муниципального транспорта являются также общими для всех муниципальных предприятий транспортной отрасли Республики – это необходимость обновления подвижного состава и вспомогательной техники, рельсового хозяйства и контактной сети. На уровне городов решить данные проблемы невозможно. Решение данных вопросов возможно в рамках целевой Республиканской программы, свои предложения для ее формирования мы также направили в профильное министерство.

– Какой на сегодня дефицит кадров в городском муниципальном транспорте? Каких именно специалистов не хватает – водителей, механиков, слесарей, контролеров?

– На сегодняшний день штат водителей не укомплектован более чем наполовину, рабочих специальностей порядка на 40 %. Открыты вакансии: электромонтер контактной сети, электромонтер тяговой подстанции, токарь, электрогазосварщик, монтер пути, мойщик-уборщик подвижного состава, уборщик производственных помещений и территорий. Все актуальные вакансии есть в центре занятости, на сайте администрации города.

Изношенность, льготы и интервалы

– Какой сейчас процент изношенности муниципального транспорта в Донецке?

– Выпускаемый на линию подвижной состав муниципальной формы собственности поддерживается в надлежащем техническом и санитарном состоянии, после возвращения с маршрутов обязательно проходит мойку. В троллейбусных и трамвайных депо, пассажирском автотранспортном подразделении специалистами предприятия «Донэлектроавтотранс» выполняются работы по техническому обслуживанию и текущим ремонтам подвижного состава.

На 1 сентября 2019 года процент изношенности подвижного состава в Донецке составляет у трамваев и троллейбусов более 50 %, у автобусов большой вместимости 14 %.

– На территории ДНР право на льготный проезд в пассажирском транспорте имеют более 20 категорий граждан. Какой процент льготников среди тех пассажиров, которые пользуются муниципальным транспортом?

– В Донецке на бесплатной основе перевозится 22 льготные категории граждан, а это 2/3 пассажиров.

– Горожане жалуются на то, что трамваи ходят очень редко. К примеру, по маршруту № 3 ходит сейчас только один трамвай; по маршруту № 8 ездит раз в 30-40 минут, иногда и раз в час.

– Причина недостаточного выпуска трамваев на маршруты – это отсутствие необходимого количества водителей. На трамвайном маршруте № 3 работают два трамвайных вагона. Интервал движения в течение дня составляет 23-25 минут. На маршруте № 8 работают пять трамвайных вагонов с интервалом движения в течение дня 20-25 минут.

В период предоставления водителям обеденных перерывов интервал движения увеличивается, возможен удвоенный интервал. С целью предоставления транспортных услуг, горадминистрацией разработаны новые автобусные маршруты и найдены перевозчики, которые готовы предоставлять транспортные услуги по маршрутам, максимально дублирующими указанные трамвайные маршруты.

Так, дублируя трамвайный маршрут № 3, с 16 сентября начал работу автобусный маршрут № 3 ДС «Центр» – завод «Донецк-гормаш», интервал движения подвижного состава по которому составляет от 15 до 30 минут, в зависимости от пассажиропотока.

Трамвайный маршрут № 8 дублируется автобусным маршрутом № 78 б ул. Островского – мкр-н Семашко – Пенсионный фонд Кировского района – ул. Куприна – пр-т Ленинский – ДС «Центр», по которому работают 8 автобусов с интервалом движения от 13 до 26 минут.

Кроме того, с 23 сентября возобновилось движение автобуса по городскому маршруту общего пользования № 45 ДС «ул. Пинтера» – ул. Синцова – пос. Победа, схема движения которого также частично дублирует трамвайный маршрут № 8. Автобусом данного маршрута жители Кировского района смогут добраться к отделению Пенсионного фонда своего района. Работу автобус начнет в 06:05 от ДС «ул. Пинтера», а окончит последним отправлением в 17:10 из поселка Победа, выполняя в течение дня 16 рейсов.

Аномальное зимнее явление

– Многие пассажирские микроавтобусы, курсирующие в Донецке, заметно износились. Реально ли привести их в надлежащий вид?

– Маршрутные такси – это частная форма собственности. На начало сентября 2019 года администрацией Донецка заключены договоры с субъектами хозяйственной деятельности-перевозчиками на 905 транспортных средств для работы по городским автобусным маршрутам общего пользования. На ряде городских маршрутов перевозчики, желающие предоставлять транспортные услуги, отсутствуют. Отдельными перевозчиками начата процедура поэтапной замены указанных автобусов на новые автобусы. Например, на городском маршруте № 77 в полном объеме автобусы заменены на новые транспортные средства марки ПАЗ. Однако нельзя не отметить, что замена автобусов под силу только крупным перевозчикам. В случае выявления фактов ненадлежащего состояния автобусов перевозчикам предписывается в установленный срок их устранить. Для этого работает специальная комиссия с привлечением сотрудников ГАИ МВД ДНР.

– Горожане помнят, что в январе этого года движение трамваев было блокировано. Что предпринимается для недопущения таких случаев?

– Прошлой зимой дончане столкнулись с проблемами в работе трамваев в связи с массовым морозным пучением земли в межпутье трамвайного полотна. Такого аномального явления за весь период работы предприятия «Донэлектроавтотранс» не наблюдалось. Чтобы предупредить возникновение подобного явления нынешней зимой, силами КП «ДЭАТ» проводятся мероприятия по удалению верхнего слоя грунта в межрельсовом пространстве. Данные работы уже выполнены на полотне трамвайных маршрутов № 3, 4, 8, 16, а на сегодняшний день производятся на трамвайном маршруте № 10. Срезы грунта выполняются в ночное время и не мешают стандартной работе вагонов на линии.

Беседовала Виктория ЛЕВ,

газета «Донецк Вечерний»