В Донецке Муздрама, однозначно, вне конкуренции и выше всяких похвал! Но у театра есть один существенный недостаток – билеты на его представления не достать. Их разметают в первый же день продаж на весь грядущий месяц. Заядлые театралы занимают очередь в кассу чуть ли ни в шесть часов утра, а пришедшие позже стоят в очереди тоже где-то часов шесть. Это в первый день продаж, а потом билеты почти невозможно купить.
Что же делать тем поклонникам Мельпомены, у которых нет времени стоять в длинных очередях, а наслаждаться сценическим искусством хочется? Мы решили выяснить, какие есть альтернативы музыкально-драматическому театру. Пусть не такого блистательного уровня, но все же.
Театр юного зрителя
Первым надо назвать Донецкий республиканский академический театр юного зрителя – пожалуй, только он находится с Муздрамой примерно в одной «весовой категории» профессионалов.
Правда, ТЮЗ расположен в Макеевке. Но разве ж это может стать препятствием для настоящих донецких театралов! Тем более что ехать до него из центра столицы ДНР даже ближе, чем до того же центра жителям, например, Петровского района Донецка. Автобусы до центрального автовокзала Макеевки идут из нашего города один за одним, а от него до ТЮЗа – всего три остановки.
Хотя он и называется театром юного зрителя, в нем много постановок для взрослых. Так, здесь ставили чеховскую «Чайку», сейчас собираются восстановить гоголевскую «Женитьбу». С успехом идет «Скамейка» Гельмана, которую поставил в ТЮЗе специально приезжавший в ноябре в Макеевку художественный руководитель Сургутского музыкально-драматического театра, заслуженный деятель культуры ХМАО Югры Владимир Матийченко. В марте показывали премьеру «Детектора лжи» по пьесе Сигарева, в апреле зрители снова увидят полюбившиеся спектакли «Шесть блюд из одной курицы», «Дождь из денег» и другие. Детям младшего и среднего возраста показывают преимущественно искрометные музыкальные сказки.
Надо отметить, что в театре есть свои оркестр и балетная труппа, чем может похвастать далеко не каждый ТЮЗ.
Как и Донецкая муздрама, театр юного зрителя во время войны стал еще популярнее, чем до нее. На некоторые его спектакли купить билеты тоже очень сложно.
Повлияли на это и изменения в репертуаре, и приход новых молодых актеров. Продолжают выходить на сцену и ветераны, в том числе заслуженные артисты Украины.
Донецкий ТЮЗ знают не только на родине, но и в России, где он периодически гастролирует и участвует в фестивалях. Например, в конце февраля макеевские артисты принимали участие во II Международном театральном фестивале им. В. С. Розова, проходившем в Ярославле. Они там показали спектакль «Вечно живые» по знаменитой пьесе Розова. Он получил высокую оценку зрителей и критиков, Донецкий ТЮЗ вместе с театром Сыктывкара был признан одним из лучших.
Ознакомиться с репертуаром театра и узнать о нем подробнее можно на его сайте.
Телефоны: (0623) 22-06-01; (071) 433-10-90 (касса).
Будущие звезды Муздрамы
Прежде чем переходить к аматорским театральным коллективам Донецка, упомянем еще талантливых ребят, которые сейчас проходят профессиональное обучение, причем у актеров и режиссеров Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М. М. Бровуна.
Они учатся на кафедре актерского искусства и живописи Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева. Студенты 1 и 3 курсов показали в начале марта у себя в вузе спектакль «Отражения». Его поставила по мотивам рассказа Брюсова заведующая кафедрой Марина Малыхина. В конце апреля эту постановку они покажут еще раз.
Кроме того, несколько выпускников заочного отделения уже задействованы в постановках, которые идут на малой сцене Муздрамы в рамках проекта «Театральная лаборатория». Это их дипломные спектакли «Обратная сторона луны» по мотивам пьесы Контевро и «Путешествие…» Шмитта. Художественный руководитель курса – режиссер и актер театра Виталий Юсупов.
Еще один режиссер и актер Муздрамы – Игорь Рыбчинский – является художественным руководителем детской театральной школы-студии «Перспектива», которая открылась при музыкально-драматическом театре в 2016 году. Учиться детям у маститых мастеров предстоит шесть лет. Причем их не только учат, но их еще и задействуют в некоторых постановках Муздрамы – начиная с детских сказок и заканчивая культовым спектаклем «Юнона и Авось». Также в рамках отчетной учебной театральной деятельности они играют в своих спектаклях. Так, 12 марта в лекционном зале республиканской универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской воспитанники школы-студии представили фантасмагорическую комедию «Шинель», поставленную по одноименной повести Гоголя режиссером Игорем Рыбчинским и руководителем «Перспективы» Яной Зиминой.
Кстати, Рыбчинский и Зимина являются еще и участниками проекта «Антитеза», в котором вместе с ними объединились непрофессиональные актеры для создания трагифарса «Горгоны» по одноименной пьесе Дона Нигро. Эта постановка получила Гран-при III Международного фестиваля «Театральная вольница», проходившего в сентябре прошлого года в Ростове-на-Дону. Показали участники «Антитезы» этот спектакль и у нас, в актовом зале Донецкого национального университета. Собираются показать в ближайшие месяцы еще раз. Когда и где – позже сообщат в группе своего проекта.
Малый драматический
Среди аматорских коллективов Донецка выделяется театр современной драматургии Actor Hall, который разместился на третьем этаже торгово-развлекательного центра GREEN Plaza.
– Без ложной скромности скажу, игру наших актеров и постановки не стыдно сравнить с работой российских профессиональных театров, – говорит основатель и художественный руководитель театра Анна Марусик. – Наши постоянные зрители часто советуют знакомым – если вы не можете достать билеты в Муздраму, идите в Actor Hall, не пожалеете и не разочаруетесь!
Актеров здесь готовят по собственной методике в своей школе-студии. Лучших из них берут в труппу театра. Она небольшая – около десятка человек. Все они на виду, игра каждого хорошо видна в деталях. Актеры находятся практически на расстоянии вытянутой руки от зрителей.
Actor Hall позиционирует себя как малый драматический театр. Он находится в небольшом помещении всего 30 зрителей. Поэтому попасть на постановки театра не так просто, нужно заранее бронировать места по телефонам: (071) 341-51-86, (099) 946-30-58 (это же номер Вайбера).
Хотя коллектив театра небольшой, но в репертуаре у него около десятка разноплановых интересных постановок. Перечислю только некоторые из них: моноспектакль «Последняя лента Крэппа», сатира «Вишенка на торте», комедия «Психопаты», сказка для всей семьи «Принц и чудовище».
Ознакомиться с репертуаром театра можно на его странице в ВКонтакте.
«4-й этаж»
В сильно пострадавшем от обстрелов Дворце молодежи «Юность» уже около 30 лет работает народный театр-студия «4-й этаж», которым руководит Валентина Михайловна Ефимова. Он не прекращал свою деятельность даже в самый разгар обстрелов.
Это едва ли ни единственный аматорский театр Донецка, в составе которого имеется, помимо большой актерской труппы, еще и балетная. Многие его воспитанники сейчас работают в театрах России и Украины или учатся в театральных вузах.
До войны участники «4-го этажа» выступали на большой сцене дворца. Но после того как «Юность» разгромила украинская артиллерия, театр вынужден показывать спектакли в своем довольно тесном помещении. Зрительный зал рассчитан всего на 60 человек, но на многие представления в нем набивается до сотни, некоторые зрители стоят или сидят на полу.
В репертуаре «4-го этажа» всегда было много русской классики – Чехова, Гоголя, Островского и др. 10 марта театр показал «Темные аллеи» Бунина и покажет его еще раз в апреле. А 7 апреля состоится премьера поэтического спектакля «Черно-белое кино» на стихи Левитанского, нашего знаменитого земляка.
Кроме этого, сейчас коллектив готовит постановки «Игры теней» Юлиу Эдлиса, «Чикагской бездной» Рэя Брэдбери и «Кислорода» Ивана Варыпаева. Все эти серьезные и разноплановые постановки будут представлены до конца весны.
– В театре выступают не только наши актеры, – рассказывает Валентина Михайловна. – Еще у нас есть проект «Свободная сцена», на которой любой поэт, бард, вокалист, танцор или целый коллектив могут совершенно бесплатно показать свое творчество. Эта малая сцена оборудована световой и музыкальной аппаратурой.
Познакомится с афишей выступлений театра можно на его странице в ВКонтакте.
Театры с окраины
Активно работают театральные коллективы не только в центральных районах Донецка, но и на самых его окраинах. Например, во Дворце культуры «Юбилейный», что в Пролетарском районе, уже 36 лет действует народный молодежный театр-студия «Пламя», бессменным руководителем которой является Анатолий Васильевич Лубенский. При ней также работает детская театральная школа «Зеркало».
Режиссер отдает предпочтение классике, но ставит и качественные современные пьесы. Так, в середине марта театр открыл сезон премьерой спектакля «Моя подружка» по пьесе современного российского драматурга Игоря Галича.
Ее посетила заместитель Председателя Народного Совета ДНР Ольга Макеева. Она вручила Анатолию Лубенскому подарки и благодарность от председателя НС ДНР Владимира Бидёвки.
«Народный театр-студия «Пламя» объединил самых разных людей в замечательный коллектив с давними традициями, со своей историей, и является настоящей кузницей кадров актеров театра – его выпускники служат во многих театрах, в том числе и в Российской Федерации», – отметила Ольга Макеева.
13 и 14 апреля «Пламя» снова покажет спектакль «Моя подружка».
Также театр готовит моноспектакль «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто. Он будет показан в начале июня, в рамках фестиваля-конкурса моноспектаклей «Мой образ», который проводит Республиканский дом народного творчества и кино. Там будут проходить и конкурсные показы.
В феврале в гостях у коллектива «Пламени» побывала еще одна важная гостья – известная актриса театра и кино из России Виктория Тарасова. Она рассказала о своем пути к успеху и поделилась секретами профессионального мастерства.
Подробнее можно узнать на странице театра в Вконтакте.
В том же Пролетарском районе, только еще дальше к окраине города, есть Дворец культуры 20-летия Победы. При нем активно работает почти круглый год театр с названием «12/18» – так назывались действовавшая в этих краях шахта и прилегающий к ней поселок.
Руководитель коллектива Ольга Николаевна Гвоздева постоянно ставит со своими подопечными спектакли, сейчас у них в репертуаре их больше десятка: «Телохранитель», «Три красавицы», «Золотой цыпленок», «Карлсон опять прилетел» и др.
Кроме взрослой, здесь есть и младшая группа, которая, например, ко Дню театра подготовила для самых маленьких спектакль «Непослушные котята». Сейчас коллектив репетирует пьесы, которые будет показывать летом, – «Принцесса без горошины», «Ай да мышонок!» «Пикничок». Параллельно театр готовится показать весной небольшие постановки по произведениям Чехова, Гоголя и Островского.
Коллектив выступает не только в своем дворце, но и активно гастролирует. Прежде всего – по близлежащим населенным пунктам: в Моспино, селах Придорожном и Бирюки. Неоднократно он выступал в донецком киноконцертном центе «Кинокульт». Но самое удивительное, что окраинный театр «12/18» не раз приглашали выступать в городе Сочи – пациентам тамошних детских больниц и хосписов пришлись по душе его добрые постановки.
Подробнее можно узнать на странице театра в ВКонтакте.
Образцовые и народные
Похоже, Пролетарский район это какая-то театральная Мекка. Есть там еще и третий известный коллектив, который работает в лицее № 124 и называется «Юный актер». Он заслуженно носит звание образцового театра – уже много лет подряд завоевывает призовые места (преимущественно первые) на различных конкурсах и фестивалях. Многие члены жюри и зрители отмечали, что творческие работы театра часто превосходят школьный уровень и могут конкурировать с профессиональными проектами. Работами «Юного актера» была впечатлена даже актриса санкт-петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова Александра Куликова, которая несколько раз приезжала в Донецк и подружилась с коллективом театра с окраины.
Руководитель коллектива Оксана Владимировна Ковальчук работает учителем русского языка и литературы. И поэтому предпочитает ставить спектакли по произведениям русской и зарубежной классики: «Горе от ума» Грибоедова, «Мертвые душам» Гоголя, «Тартюф» Мольера… В прошлом году театр «Юный актер» поставил даже оперетту «Сильва» Кальмана. А в марте этого года – «Пигмалиона» Бернарда Шоу.
За эту постановку на прошлой неделе театру было присуждено первое место в городском конкурсе театральных коллективов «В мире муз» среди народных и образцовых театров. Кроме того, были отмечены игравшие в спектакле актеры: Мария Куцак признана лучшей исполнительницей главной женской роли, Михаил Сулимов стал лучшим исполнителем роли второго плана, Роман Ковалев – лучшим исполнитель эпизодической роли.
29 марта театр представит этот спектакль еще и на Республиканском смотре-конкурсе театрального искусства «Театральные игры – 2019».
В этом конкурсе, проходящем на нынешней неделе, участвуют и все те театральные коллективы, которые заняли призовые места в городском конкурсе «В мире муз». В номинации народных и образцовых театров второе место досталось народному детскому театру «Синяя птица» городского Дворца детского и юношеского творчества, а третье – образцовой театральной студии «Оле-Лукойе» Центра детского творчества Кировского района.
Театр «Синяя птица» показал спектакль «Девочка и апрель» по пьесе Тамары Ян. Сыгравшую в нем Татьяну Ануфрину жюри тоже признало лучшей исполнительницей главной женской роли, а Ивана Глушко – лучшим исполнителем роли второго плана.
Кстати, «Синяя птица» – главный долгожитель среди детских театров Донецка, в мае этого года он будет отмечать свой 50-летний юбилей. Со дня его основания театр возглавляет Алла Ивановна Болдырева.
Завоевавший третье место театр «Оле-Лукойе» представил на суд жюри «Сказки, рассказанные перед сном», поставленные его руководителем Татьяной Александровной Шаталовой по мотивам произведений Евгения Клюева.
Кроме этого, в репертуаре театра много и других спектаклей, которые он показывал не только на различных площадках Донецка, но и в России – в Москве и Уфе.
Как отметила член жюри конкурса «В мире муз» Марина Малыхина, достаточно высокий уровень показали и театральные коллективы школ, не имеющие званий народных или образцовых.
Сергей Голоха, газета «Донецк вечерний»