Клиент всегда пьян: в прокат вышла новая кинокомедия «Трезвый водитель»

21 марта в донецком Доме кино им. Шевченко состоялась премьера российской кинокомедии «Трезвый водитель». Поделимся впечатлениями от просмотра.

Прекрасное утро в рядовой российской глуши. Вот доносится петушиный крик, а затем и звонок телефона – это успешный предприниматель Стас (Андрей Бурковский) звонит дорогой матушке. У него все хорошо, он живет в Москве. Там основал контору под названием «Трезвый водитель» и развозит после вечеринок московских олигархов, чтобы их истинное опухшее лицо не увидел никто, кроме него.

Стоп, отмотаем чуть дальше. Было бы грешно обманывать читателя этого текста и утверждать, что режиссер Резо Гигинеишвили снял сиквел «Белых ночей почтальона Тряпицына». На самом деле это история не о Стасе и не о покинутой русской деревне. «Трезвый водитель» – это история Стасова брата, Артема (Виктор Хориняк), который переезжает в Москву примерно с той же целью, что и Стас. Наломав дров в первые несколько дней, Артем влюбляется в красавицу Кристину (Ирина Мартыненко), как только та оказывается на его сиденье в качестве очень нетрезвого пассажира. Кристина знает, чего хочет от жизни, потому что регулярно посещает курсы по поиску правильного мужа. Советы там действительно дельные: смотрим только в сторону тех, у кого на банковском счету  каждый месяц появляется минимум 800 тысяч, в качестве примера берем Бондарчука. Навыки оттачиваем и днем и ночью.

Кристина – способная ученица. Именно поэтому, по недоразумению проснувшись после пьяной ночи в одной очень шикарной постели с Артемом, она тут же принимает парня за свою цель. Резо Гигинеишвили, после драматичных «Заложников» вернувшийся к привычному для себя кино, где много несмешных шуток про православный пост и мало здравого смысла, слишком амбициозен. Полтора часа рассказывать любовную историю фейкового миллионера и его красавицы – занятие не для него. Поэтому он, не стесняясь, крупными мазками мастера добавляет к своей романтической комедии о завоевании столицы и женских сердец элементы экшена в виде гонок по Новому Арбату на Porsche. В то же время он поощряет в себе опытного социолога-урбаниста – его портрет Москвы заслуживает отдельного упоминания.

Москва здесь грандиозно отштампована: если хипстеры, то разъезжают на самокатах по Патрикам; если шикарные тусовки, то с перекрытием главных улиц; если танец перед машиной, то обязательно лезгинка; если дорогие шмотки, то Dolce & Gabbana из ЦУМа. Ведь страшно, если житель российской глубинки в этой Москве не узнает «свою» столицу, образ которой сложился раз и навсегда и вряд ли изменится даже через полвека.

Герой Виктора Хориняка, будучи первым парнем на деревне, с завидной быстротой приобретает замашки первого олигарха Первопрестольной. В каждой новой сцене перепалок братьев кажется, что Стас наконец перестанет терпеть выходки младшего, тем самым выявив хотя бы намек на психологические мотивировки героев на уровне сценария. Но нет, братский союз тут так же нерушим, как и честность сотрудников ГИБДД на московских улицах, а любовь не в последний раз спасет мир.

Ирина Мартыненко – актриса ослепительной красоты, и камера оператора Михаила Хасаи, снимавшая оба фильма Романа Волобуева и «Притяжение» Бондарчука, не отлипает от ее огромных глаз и губ. Иногда, впрочем, она «отвлекается» на виды Москвы с высоты птичьего полета, но это случается не слишком часто.

Вот Кристина похмельно ворочается на переднем кресле автомобиля, колесо от которого, по словам Стаса, стоит дороже, чем вся жизнь Артема. Вот она спит пьяным сном в люксе, сладко свернувшись клубочком. Вот утирает слезу, когда Артем не может прийти на очередное свидание. Ее образ дан исключительно через крупные планы, и лицом девушки невозможно не любоваться. Вот только играет она очень мало. И дело даже не в ее актерских способностях. Дело в том, что играть ей здесь, в принципе, нечего: ее образ – это клише московской львицы в погоне за хрупким женским счастьем, заезженный до дыр. И даже всезнающая подружка Матильда (Янина Студилина) в сравнении с образом Мартыненко кажется довольно объемной героиней.

И вот во второй половине фильма, когда кажется, что Гигинеишвили уже не может удивить ничем, он достает из кармана финальную сцену, зная, какой вишенкой на торте она окажется.

Полагаю, вы всё уже поняли и сами: «Трезвого водителя» можно смотреть как антропологическое пособие для переезжающих в столицу из какого-нибудь села.

Евгения Шульц, газета «Донецкое время»