Практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района Донецка Наталья Загорная рассказала, когда детей стоит приучать к самостоятельности: использованию спичек и кухонного ножа, включению газа.
Для начала хочется сказать о формировании самостоятельности у ребенка в целом. Главное, что нужно уяснить родителям: дети – это не их собственность, которую они растят лишь для того, чтобы было кому заботиться о них в старости. Ребенок – это личность, и родители должны помочь ей состояться. Само собойчадо не повзрослеет.
Часто родители воспитывают детей, стремясь уберечь их от возможных неприятностей, ходят за ними по пятам, отслеживают и оценивают каждый поступок, отсекая контакты, которые кажутся им неправильными… Они попросту берут жизнь своих детей на себя. Все это пресекает развитие самостоятельности ребенка, пре- вращая его в человека, который без мамы не может учиться и имеет большие проблемы в общении с ровесниками.
Не меньший вред может принести установка на то, что ребенок повзрослеет сам. Такие родители готовы как можно скорее поверить во «взрослость» своего чада и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать.
В итоге сын или дочь не оправдывает ожиданий, за этим следует череда конфликтов внутри семьи. Сталкиваясь с таким отношением регулярно, ребенок разочаровывается в своих способностях и прекращает пред- принимать самостоятельные действия.
Малыш на кухне
Основные навыки самостоятельности закладываются у ребенка приблизительно в 3 года. И первый навык, на формирование которого родителям следует обратить внимание, – самостоятельность в еде. Например, если облегчить себе задачу и кормить ребенка, он очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые. Так же и во всем. Что касается пользования ножом. Все родители знают: давать малышу нож – опасно. Тем не ме нее ребенку рано или поздно придется объяснить и показать, как пользоваться этим столовым прибором. Следует помнить, что до 3–4 лет можно давать только игрушечный нож, пластиковый или специальный, для масла. В этом возрасте можно поручить нарезать мякоть банана или клубнику, персик или другие мягкие продукты.
В возрасте от 5 до 7 лет ребенок может научиться пользоваться ножом для чистки овощей и фруктов или столовым ножом, но обязательно под присмотром взрослых. Начинать стоит с продуктов, которые он уже нарезал раньше пластиковым ножом: мякоть фруктов, отваренные овощи. Со временем, когда ребенок привыкнет пользоваться ножом, можно поручать ему более сложные задачи: нарезать болгарский перец, яблоко, круто сваренные яйца, сыр.
В возрасте от 8 до 11 лет ребенок может начинать пользоваться обычным кухонным ножом, чтобы, например, нарезать огурцы или другие твердые продукты (под присмотром взрослых).
С 12 лет можно пользоваться практически любым кухонным ножом – в зависимости от того, что нужно приготовить. Для детей существуют специальные безопасные ножи, кроме того, всегда есть одноразовые ножи (пластиковые или деревянные). Стоит ли покупать детский нож или лучше обучать свое чадо на обычном кухонном ноже – решать родителям.
Тормозим газ
Прежде чем начать приучать ребенка пользоваться газовой печью и спичками, следует рассказать ему об опасности игры с огнем и ознакомить с техникой безопасности при пользовании газовыми приборами, чтобы предостеречь
от плачевных ошибок.
По закону ДНР, собственники жилья не должны допускать к использованию бытового газового оборудования детей дошкольного возраста. Значит, непосредственное знакомство ребенка с газовой плитой или водогрейной газовой колонкой должно состояться не ранее 7 лет. Не нужно воспитывать в детях страх к газу или огню, стоит дать понимание, что это такое.
Также следует научить опознавать газ. Откройте его на плите и не поджигайте (не более 7 секунд), дав ребенку узнать специфический запах. Запомнив, школьник сможет среагировать на появление газа в помещении и, почувствовав неладное, либо сразу перекрыть, либо позвонить родителям или в газовую службу. Чтобы объяснить опасность взрыва, нужно посмотреть с чадом выпуски новостей с сюжетами о последствиях таких аварий. О жертвах можно не говорить, но, например, рассказать, что какието семьи остались без жилья.
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх перед огнем, взрослому следует продемонстрировать, как поставить, например, чайник на плиту. После чего попросить «ученика» повторить процедуру, и желательно несколько раз, чтобы закрепить навык. Напрямую касаться огня запрещать не стоит. Некоторым детям будет достаточно слов, что это горячо, а значит, опасно, и они потеряют интерес, другим – все же нужно потрогать, получить опыт. Пусть сделает это при вас – от такого не умирают, не становятся калеками. Взрослый предупреждал, но опытно проверить информацию не запретил. Ребенок убедится в правдивости слов, и можно будет не опасаться, что в отсутствие родителя чадо проявит интерес к запретным вещам.
В заключение хочется сказать, что воспитание самостоятельности – это приучение ребенка к той мысли, что для него, как и для всех в доме, существуют определенные правила, и он должен этим правилам соответствовать. Родителям нужно постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь. Воспитание самостоятельности – работа очень тонкая и деликатная. Члены семьи должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно.
По материалам газеты «Донецкое время»