Собеседниками корреспондента «Донецкого времени» стали сотрудники шахты им. А. Ф. Засядько. Поэтому параллельно мы рассказываем об инфраструктуре одной из крупнейших угольных компаний Донецкой Народной Республики. Сегодня говорим о профессии машиниста электровоза и механика подземного транспорта.
Главная артерия
Угледобывающее предприятие – это целый городок со своей уникальной транспортной системой. В распоряжении шахты Засядько имеются электровозы и дизелевозы, с помощью которых осуществляется доставка шахтеров по подземным горным выработкам и снабжение добытчиков необходимыми материалами под землей.
Транспорт – одна из важнейших артерий шахты. Основная задача работников участка шахтного транспорта заключается в отгрузке с поверхности в шахту всего необходимого. По назначению, в соответствии с заявкой, доставляем материалы проходчикам и забойщикам, а также перевозим людей, – рассказал Николай, который проработал машинистом электровоза на шахте им. Засядько добрых 30 лет.
И с его словами трудно не согласиться. Давайте представим, что произойдет в случае остановки работы транспорта. Шахтеры называют такую ситуацию простоем.
В лаву лес не дали – крепить нечем, лава стоит, и, соответственно, нет добычи черного золота. Не дали арочную крепь проходчикам – работы прекратились, потому что отставание постоянной крепи от забоя не должно превышать шага ее установки (в наших горно-геологических условиях – от 0,5 до 1,0 метра). Нет материалов – нет работы, – поведали горняки. – Остановились грузоподъемный кран, подъемная установка, лебедка – прекратились отгрузка и доставка. Всё, шахта стала…
Снабжение и ремонт
Залог правильной и максимально эффективной работы такого сложного организма, как шахта, – взаимопонимание всех отделов и структур.
Как известно, проходчики и ГРОЗы выполняют свою работу на отдаленном от стволов расстоянии. Например, от горизонта «1235» восточного воздухоподающего ствола до проходческого или очистного забоя – порядка двух километров. Наша задача – сделать так, чтобы они ни в чем не нуждались, то есть обеспечить их с поверхности всем необходимым. Мы осуществляем функцию снабжения, фактически являемся их кормильцами. Потом проходчики и ГРОЗы выполняют свой план и тем самым кормят нас. Все взаимосвязано! – отмечают транспортники.
Разумеется, техника имеет свойство выходить из строя. Но в шахте, как мы уже отметили, это недопустимо. Чтобы избежать простоев, на предприятии трудятся специалисты, которые занимаются обслуживанием транспортного оборудования. Один из них – Владимир. Наш собеседник трудится на позиции механика, в его подчинении находится бригада электрослесарей.
Электровоз выпускают в шахте на линию из гаража после проведения технического обслуживания. Соответственно, моя задача – выдать наряд каждому электрослесарю на диагностику и, если необходимо, ремонт. Очень важно, чтобы там, под землей, ничего не выходило из строя. От надежности транспорта зависит весь процесс проведения подземных горных выработок и добычи угля, – отметил он.
Обед не по расписанию
К сожалению, мы не можем озвучить фамилии наших интервьюируемых. Многие работники шахты Засядько выезжают на Украину, где даже за безобидное упоминание в республиканской прессе они могут столкнуться с серьезными проблемами. Но будьте уверены: все они реальные люди. Например, у машиниста Николая 32 года подземного стажа, 18 из которых он проработал бригадиром машинистов подземных электровозов. Свои первые рабочие будни Николай вспоминает с улыбкой.
Сначала меня, молодого пацана, взяли «каретчиком» и, как положено, закрепили за опытным наставником. Так вот, моя задача была опускать людей с одного горизонта на другой по уклонной горной выработке. Подаешь сигнал машинисту подъемной машины – «карета» (транспортное средство для доставки шахтеров. – Прим. авт.) отправляется. Еду с людьми, думаю: «Пока преодолеем эти 900 метров, достану тормозок». Разложил на коленях хлеб, колбасу. А в это время неожиданно выбило напряжение, и у нас сработали аварийные тормоза. Шахтеры знают, насколько они резкие. В общем, еда моя вылетела в окно. Выбегает мой наставник: «Коля, ты живой?» «Живой», – отвечаю, а сам быстро тормозок засыпаю, чтобы не увидели.
«Где та молодая шпана?..»
Владимир — представитель шахтерской династии. На шахте работали его бабушка и отец. После окончания техникума и успешного прохождения практики он решил последовать примеру самых близких своих людей.
Работа интересная, где-то, конечно, тяжелая. Иногда радуешься, а иногда и нервничаешь. Как и в повседневной жизни, есть свои положительные моменты и огорчения, – признался механик.
Чтобы работа не превратилась в рутину, представителю любой профессии приходится искать дополнительную мотивацию. Помимо ожидания зарплаты, разумеется. Такая мотивация есть и у Владимира.
Нельзя думать только о себе. У меня в подчинении персонал, за который я отвечаю и который необходимо подготовить по высшему разряду. Есть молодые парни, их предстоит многому научить. Пытаемся передавать опыт молодежи, которая изъявила желание работать на шахте. Наша задача – сделать так, чтобы они стали квалифицированными специалистами. Конечно, работа слесаря может показаться однообразной. Но мы пытаемся ребят заинтересовать, переводим их поэтапно на разные позиции. Постепенно приобретая практический опыт и знания, они становятся универсальными специалистами, – объяснил он.
По словам шахтеров со стажем, сегодня молодежь на шахту идет, но далеко не в том количестве, как хотелось бы. Мастерам, которые посвятили шахтерскому труду всю жизнь, хочется видеть достойную смену, чтобы со спокойной душой рассчитаться и уйти на пенсию. Как у Бориса Гребенщикова: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?»
Не может человек прийти после техникума и все уметь. Да мы этого от новичков и не ждем, потому что сами прекрасно понимаем: все приходит со стажем, со временем. Поэтому молодому слесарю предоставляется наставник, с которым первое время они вместе выполняют поставленные задачи. По истечении двух-трех месяцев молодой специалист переходит к самостоятельной работе. Вроде бы все понятно, однако сегодня ребята приходят, но не все задерживаются. По разным причинам.
А теперь давайте вспомним о преимуществах для работников угледобывающих предприятий. Посту-
пая на шахту, человек оформляет официальное трудоустройство, получает «белую» заработную плату, надбавки за выслугу лет, полный пакет социальной защиты, бесплатное медицинское обслуживание и возможность выйти на
пенсию раньше остальных. Тем не менее желание больше заработать здесь и сейчас – пусть неофициально, пусть в конвертах, пусть не по специальности – перевешивает у большинства выпускников горных учебных учреждений.
Финансовая составляющая в этом вопросе играет основополагающую роль. Государству надо думать о зарплатах трудящихся. На самом деле все просто: подняли бы зарплату – потянулась бы молодежь, — считают горняки.
По материалам газеты «Донецкое время»