Донецкая художница, член Союза художников ДНР Наталья Фоменко расписывает матрешек с детства. За 30 лет она создала десятки красивых кукол разного размера. Самая маленькая из них была не более ноготка мизинца. Помимо росписи, Наталья занимается художественной керамикой, работая с разными массами – от глины до фарфора. Свои работы она неоднократно представляла на выставках как в нашем регионе, так и в Российской Федерации.
Справка: Наталья Фоменко создает предметы декоративно-прикладного искусства с 1992 года. Основные направления ее творчества: живопись, графика, керамика, роспись предметов декоративно-прикладного искусства, текстильная кукла. Работы художницы находятся в частных коллекциях Украины, России и Европы.
С августа 2014 года она является членом Международного творческого объединения художников и мастеров народных искусств «Арт-Аллея» (г. Ейск, Краснодарский край РФ). С октября 2017 года – член творческого объединения художников и народных умельцев «Вдохновение» (г. Донецк).
СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС
«Когда мне было лет 12 или 13, мы гостили у родственников в Москве. Там я увидела, как моя тетя расписывает матрешек, яйца и другие деревянные изделия. Они были удивительной красоты, совсем не такие, какие я видела раньше. Тетя дала мне возможность попробовать расписать матрешку, яйцо, шкатулку, я изучила весь процесс», – вспоминает художница.
Заготовки матрешек она приобретала в Москве на вернисаже, где проходит выставка-ярмарка изделий и предметов художественного и декоративно-прикладного искусства.
Наталья показывает мне заготовку матрешки и отмечает, что, как правило, дерево перед покраской обрабатывают и грунтуют. Но она этого не делает, только хорошо шлифует. Затем берет краски и говорит: «Смотрите, чтобы прописать лицо и тело матрешки, я использую акварель, она прозрачная, поэтому остается видимой структура дерева. Наряд матрешки я расписываю акрилом, а до того, как он у нас появился, расписывала гуашью».
Одинаково расписанных матрешек в ее мастерской нет, кисти ложатся всегда по-разному.
«Изначально я любила рисовать матрешек в расписных платках и платьях с декольте и пышными рукавами. Были сюжетные матрешки: по центру изделия я изображала сюжет из какой-то сказки. Постепенно я перешла на более стилизованные, сдержанные работы, с акцентом на лицо. В росписи одежды матрешки использовала от силы три цвета. К примеру, могла сделать основной фон черным и нарисовать несколько элементов. Я не люблю повторять за кем-то, люблю создавать свое. Затем стала рисовать матрешек с реальными лицами людей. Меня просили нарисовать членов семьи, интересно получалось: самый большой – папа, затем – мама, поменьше – дети», – рассказывает художница.
Завершающим этапом работы является покрытие матрешки лаком.
«Это самый волнительный и ответственный этап. Со временем меняются материалы и надо подстраиваться, пробовать новые. Покрытие работы лаком – процесс длительный и многоэтапный. Обязательно нужно покрыть закрепляющим лаком, а потом – финишным. Красные краски, например, могут потечь под лаком, размазаться. Обычно я использую яхтный лак. Основные качества этого покрытия – устойчивость к воздействию влажности и твердость. Есть еще лак для детских игрушек. А в последнее время я очень полюбила покрывать изделия воском», – говорит Наталья.
Она обращает внимание читателей на то, что, если в доме есть матрешка, желательно беречь ее от влаги. «Не держите во влажных помещениях. Как и любое дерево, оно имеет свойство напитываться влагой, а если потом пересохнет, будет легко открываться. Обработанных воском матрешек лучше не протирать мокрой тряпкой, в отличие от тех, что покрыты лаком», – поясняет дончанка.
НОСТАЛЬГИЯ ПО МАТРЕШКАМ
Традиционно у матрешек – пять, семь, десять или пятнадцать деток.
«У меня есть миниатюрная коллекция куколок, в ней самая большая – высотой четыре сантиметра, самая маленькая – не более ноготка мизинца. Есть и 25-сантиметровая матрешка», – делится мастерица.
Раньше во многих советских семьях были расписные матрешки, а также деревянные ложки, шкатулки. Они стояли на самом видном месте в серванте. Но со временем люди стали гораздо меньше интересоваться такими деревянными изделиями.
«Но в последнее время, по моим наблюдениям, люди, которые выбросили все это или спрятали в дальний угол, снова начинают покупать расписных матрешек и шкатулки или доставать их из «сундуков». У меня такое впечатление, что люди ностальгируют по тому времени или хотят таким образом напомнить себе о тех ценностях, которые были тогда и которых все меньше в современном обществе», – считает Наталья Фоменко.
Виктория Лев, газета «Донецк вечерний»