Положительная рецензия одной из самых известных театральных критиков Советского Союза помогла молодому артисту балета завоевать Москву. В театральной жизни немаловажную, роль играет театральная критика на спектакли. Иногда от этого напрямую зависит судьба той или иной премьерной постановки или артиста…
Творческий организм
Об этой поездке в Донецк ничего не сообщалось в нашей областной печати. Информация о ней сохранилась в Госархиве ДНР среди документов Донецкого межобластного отделения театрального общества УССР. Есть там отчет о командировке в оперный театр Донецка 4-9 декабря 1984 года. Это была в целом положительная рецензия.
«Впервые приехав в Донецкий оперный театр, я с удовольствием отметила хорошо укомплектованную труппу балета. В ее составе молодые солисты В.Писарев, И.Дорофеева, Э.Рыкова, А.Пось, Е.Лысенко и другие. В профессиональной форме находятся и солисты среднего поколения Е.Огурцова, Е.Зельдина, А.Бойцов, Ю.Мезеря. Ровен по росту женский кордебалет.
Словом, коллектив балета представляет сегодня такой творческий организм, что требует к себе особого внимания. В первую очередь — обновление репертуара, включение в афишу ярких апробированных хореографических произведений, созданных современными мастерами театра ( к примеру, «Сотворение мира», «Весну священную», спектакли Н.Боярчикова, О.Виноградова, новую концертную программу), а также возвращение классических спектаклей («Спящая красавица», «Баядерка») в академическую хореографическую и режиссерскую версию…
Для театра необходимо создание собственных оригинальных художественно значимых балетных спектаклей, на основе либретто драматургически ясного, логичного, эмоционального, а также музыки, соответствующей высоким критериям современного композиторского письма…», — сказано в этой рецензии.
Автор указывала, что посмотрела на сцене Донецкого театра оперы и балета такие спектакли: «Тысяча и одна ночь», «Солнечный камень» (по мнению критика, эта постановка не соответствовала «желаемому уровню художественности»), премьеру театра — оперу «Князь Игорь», а также хореографическую картину «Половецкий стан» (сочинение В.Шумейкина). По поводу последней постановки автор рецензии отметила, что «сцена поставлена экспрессивно, достаточно разнообразно по танцевальному рисунку и отбору движений, с эффектными дуэтами». «В лексику танца вошли находки хореографов М.Фокина и К.Гойлезовского как дань корифеям прошлого, как продолжение традиций классического русского балета. Артисты танцевали вдохновенно, увлеченно, сохраняя ансамблевую слаженность (Е.Огурцова, А.Бойцов, О.Виноградова, А.Пось)», — написано в этом уже ставшем архивном документе.
«Оперный театр Донецка живет нелегкой жизнью. Отсутствие в театре зрителя, неоправданность абонементной системы — главная его беда. Но хочется верить в то, что немалый творческий потенциал всех художественных коллективов в итоге завоюет интерес города к театру. Театр этого достоин», — такой в итоге сделала вывод после своего посещения Донецкого театра оперы и балета театральный критик.
Эта рецензия была подписана Н.Садовской, а из текста этого документа мы узнаем, что в Донецк она приехала в начале декабря 1984 года не одна, а с Л. Оссовским. Как удалось выяснить, рецензенты были из Москвы — одна из самых известных балетных критиков Советского Союза Наталья Михайловна Садовская и композитор, дирижер Лев Моисеевич Оссовский.
Композитор и дирижер из засекреченного ядерного города
Гости были с удивительной биографией. Начнем свой рассказ о них, наверное, с Льва Оссовского (22.04.1922 — 31.08.2012). Он написал рецензию о премьерном спектакле Донецкого театра оперы и балета — оперы «Князь Игорь». Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России, профессор. Он выпускник Одесской консерватории, а затем — вначале военно-дирижерского, а спустя несколько лет — дирижерско-хорового факультетов Московской консерватории имени Петра Чайковского. В годы Великой Отечественной войны служил в зенитном полку, а затем был дирижером оркестра штаба 2-го Прибалтийского фронта. С 1948 по 1968 годы — главный дирижер Московского театра оперетты. А затем у Льва Оссовского начался особый период в его биографии.
Он стал жить и работать в одном из самых засекреченных городов Советского Союза. Основал, а затем был до 1974 года директором и главным дирижером музыкального театра в Красноярске-26, в секретном городе в Красноярском крае, где в скале работал подземный комплекс по производству оружейного плутония, а с 1964 года — подземный радиохимический завод для переработки облученного урана. Каждый из жителей этого закрытого города давал подписку о неразглашении государственной тайны и был на учете у работников Первых отделов любого учреждения СССР. И было бы сегодня очень интересно послушать его воспоминания о жизни в Атомграде. Но, увы, они так и остались тайной.
Затем Лев Оссовский директором и главным дирижером Куйбышевского академического театра оперы и балета. В 1984 году, в год его приезда в Донецк, он вернулся в Москву. Он стал директором и главным дирижером Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. Лев Оссовский был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III-й степени, Отечественной войны II-й степени, Дружбы и многими медалями.
Блестящий критик
Очередь в нашем повествовании дошла до Натальи Михайловны Садовской. Заслуженный деятель искусств республики Саха-Якутия, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, она является одним из лучших балетных критиков Советского Союза и современной России.
Балерина, режиссер-постановщик гала-концертов, вдохновительница Нуриевских фестивалей. Наталья Садовская родилась в театральной семье, сценическая династия которой насчитывает четыре поколения.
Ее прадеда — Прова Садовского величайший русский актер Михаил Щепкин заприметил в Казани и привел в Малый театр. Поэтому этот город для Натальи Михайловны особый. Ее предки были любимыми актерами классика русской литературы, драматурга Александра Островского. Прадеду Садовской он посвятил свою пьесу «Бедность не порок».
До начала Великой Отечественной войны юная Наталья снялась в нескольких художественных фильмах. Летом 1941 года она приехала в крымскую Ялту для участия в съемках фильма «Снежная королева», где ее режиссер видел в образе Герды. Но через пять дней началась война.
Она закончила Московское хореографическое училище. До середины 60-х годов была артисткой балета Большого театра. Вместе с его балетной труппой была в знаменитой поездке в Лондон в 1956 году.
Наталья Садовская выпускница театроведческого факультета ГИТИСа. В качестве художественного руководителя групп советского и российского классического балета выезжала в разные страны мира, в т.ч. и в Италию, Францию, Японию, Индии, Турции, Сирии, Иордании.
Наталья Михайловна здравствует до сих пор и преподает историю театра и хореографического искусства в Государственной хореографической школе имени Лавровского в Москве. Она входит в издательскую группу энциклопедии «Балет». В 2008 году о ней и о ее театральном роде на одном из центральных российских телеканалов был снят документальный фильм. Вот такая гостья посетила Донецкий театр оперы и балета в начале декабря 1984 года.
Рекомендации Натальи Садовской по поводу молодого Вадима Писарева
Наталья Садовская также в своей рецензии оставила рекомендации руководству нашего театра по поводу тогда молодого, но перспективного артиста Вадима Писарева. Напомним, что он в наш театр пришел служить после окончания учебы в Киевском государственном хореографическом училище в мае 1983 года. До приезда Натальи Садовской в Донецк он уже получил известность, завоевав первую премию и золотую медаль на республиканском конкурсе артистов балета.
На двух международных конкурсах его тоже заметили — в Финляндии удостоили второй премии и наградили серебряной медалью, а на первом балетном конкурсе в Париже Вадим Писарев стал лауреатом.
Поэтому и объяснимо было пристальное профессионаольное внимание Натальи Михайловны Садовской к карьере молодого перспективного артиста балета из Донецка. «Желательно, чтобы руководство театра обратило бы пристальное внимание на творческий рост В. Писарева и с учетом его индивидуальности включило бы в репертуар ряд балетных названий, где одаренный артист смог бы раскрыть различные грани своей артистической натуры. Такими спектаклями могли бы стать, к примеру, «Дон Кихот», «Сильфида», «Щелкунчик», — написала тогда она. Во многом ее рекомендации реализовались. Ее слова тогда дорогого стоили, так как фактически давали возможность будущего лучшему танцовщику Европы «покорить» Москву, а значит войти в элиту советских артистов балета.
Анатолий Жаров