В первую пятницу последнего месяца осени Донецкий театр оперы и балета познакомил своих гостей с уникальной и буквально-таки пробирающей до мурашек итальянской оперой «Сельская честь». Её автор – итальянский оперный композитор Пьетро Маскани, создал в оперном искусстве такое направление, как веризм, то есть достоверное отображение социально-психологических конфликтов исторической действительности, обусловленной социальным контекстом эпохи. Своё первое оперное произведение «Сельская честь» композитор написал в возрасте 27 лет, вдохновившись новеллой итальянского писателя-реалиста Джованни Верга.
Сюжеты веристских опер, как правило, основаны на невероятно сильных, зачастую преувеличенных эмоциях, которые толкают героев на преступления, совершаемые ими по отношению к тем, кого они так страстно любят. Веристы изображают героя в тот момент, когда он буквально балансирует на грани от любви до ненависти. Эмоции, эмоции и ещё раз эмоции, местами настолько сильные и быстро сменяемые, что по коже буквально бегут мурашки – вот то, что отличает веризм от стандартной оперы.
Спустя 128 лет триумфа на мировой сцене, весной «Сельская честь» добралась и до «Донбасс-оперы», а уже осенью повторила свой успех. Короткая (продолжительность оперы составляет ни много ни мало: всего два часа), удивительно реалистичная, «Сельская честь» приковывает к себе внимание зрителя уже с самой первой сцены, когда хозяйка таверны на заре выпроваживает со своего заведения загулявших жителей деревни.
В опере есть весьма и весьма отличительная черта, которая сразу же бросается в глаза. Это так называемые «Артистотелевы единства» – единство места, времени и действия, которые были модными во времена классической драмы XVII—XIX веков. Все события произведения Пьетро Маскани происходят на площади Сицилийской деревушки ранним утром, и заканчиваются там же, только чуть позднее.
Невероятно атмосферное, не побоюсь этого слова, «вкусное» первое действие, плавно вводящее зрителя в сюжет, оставляет после себя незабываемое послевкусие, такое же сильное, терпкое и яркое, как после прочтения книги Джоанн Харрис «Шоколад». Ранним весенним утром, таким же светлым и тёплым как первые лучики весеннего солнца, на площади собираются крестьяне, готовящиеся к Богослужению. Среди них затесалась и молодая крестьянка Сантуцца в исполнении лауреата международных конкурсов Оксаны Носатовой, до дрожи влюблённая в ветреного Туридду. В поисках жениха, она направляется к дому Лючии – его матери, где и рассказывает правду. Оказывается, её возлюбленный никуда не ушёл, а попросту ей изменяет, так как Сантуцца ему наскучила.
Постепенно сюжет разгоняется до немыслимых оборотов, и вот уже перед зрителем появляется муж Лолы – той, с кем, собственно, и изменяет главный герой оперы, и рассказывает, что ранним утром видел Туридду возле своего дома. Бедная Сантуцца окончательно убеждается в неверности своего возлюбленного. Внезапно на площади возникает ничего не подозревающий главный герой. Естественно, что Сантуцца сразу же бросается к возлюбленному и пытается выяснить, с чем связана его внезапная холодность и отрешённость по отношению к ней. Постепенно разговор на повышенных тонах перерастает в самый настоящий скандал.
Момент, когда Туридду жестоко отталкивает от себя отчаявшуюся Сантуццу, которая буквально на коленях молит мужчину не покидать её, поражает зрителя в самое сердце. Исполнители главных ролей Владимир Хамраев и Оксана Носатова настолько реально воплотили в жизнь образы ссорящихся влюблённых, что зрители иной раз вздрагивали от накала страстей, а заядлые театралки в страхе вжимались в кресла. Ненависть и холодность Туридду по отношению к бедной Сантуцце настолько сильно витала в воздухе, что, казалось, её буквально-таки можно было потрогать.
Второе действие, в отличие от первого, не такое размеренное и лёгкое. С открытием занавеса зритель буквально окунается в кипящей котёл страстей. Туридду, осознающий итог поединка со своим соперником, прощается с матерью. Сменяя гнев на милость и предчувствуя свою гибель, он просит Лючию заботиться о Сантуцце, а затем покидает дом. Ничего не подозревающий зритель ждёт, что дальше его ждёт ещё не мало интересных событий и хэппи-энд, но не тут-то было. Туридду погибает.
Сумасшедшее отчаяние матери в исполнении Валентины Иванченко, её крик, полный боли и ужаса, эхом раскатывающийся по залу, слёзы девушки, потерявшей своего жениха, страх и пустота – на таких эмоциях занавес закрывается, на секунду погружая зрителя в гробовую тишину, на смену которой приходит потрясённый шквал оваций …
Есть такие произведения искусства, ознакомившись с которыми, хочется смеяться, плакать, в восторге кричать: «Это шедевр!», а есть те, которые погружают зрителя вглубь себя. Опера «Сельская честь» как раз к таким и относится. После её просмотра хочется просто молчать, ведь иногда в тишине кроется нечто большее, чем голословное восхищение.
Уже на выходе из зала постепенно приходит осознание того, что любовь – невероятно хрупкое и одновременно такое сильное чувство, которое надо ценить и беречь, не растрачивая на пустые ссоры. Помните, что выкинуть что-то или кого-то из своей жизни всегда легче, чем попытаться починить то, что уже имеешь.
Анастасия ЕКТОВА
По материалам сайта Лица Донбасса



















Посещая сайт vsednr.ru, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, сбор которых осуществляется «Всё о ДНР». «Всё о ДНР» может использовать указанные данные для их последующей обработки системами Яндекс.Метрика и др., которая осуществляется с целью функционирования «Всё о ДНР». Ознакомиться с Политикой конфиденциальности можно по