В первую пятницу последнего месяца осени Донецкий театр оперы и балета познакомил своих гостей с уникальной и буквально-таки пробирающей до мурашек итальянской оперой «Сельская честь». Её автор – итальянский оперный композитор Пьетро Маскани, создал в оперном искусстве такое направление, как веризм, то есть достоверное отображение социально-психологических конфликтов исторической действительности, обусловленной социальным контекстом эпохи. Своё первое оперное произведение «Сельская честь» композитор написал в возрасте 27 лет, вдохновившись новеллой итальянского писателя-реалиста Джованни Верга.
Сюжеты веристских опер, как правило, основаны на невероятно сильных, зачастую преувеличенных эмоциях, которые толкают героев на преступления, совершаемые ими по отношению к тем, кого они так страстно любят. Веристы изображают героя в тот момент, когда он буквально балансирует на грани от любви до ненависти. Эмоции, эмоции и ещё раз эмоции, местами настолько сильные и быстро сменяемые, что по коже буквально бегут мурашки – вот то, что отличает веризм от стандартной оперы.
Спустя 128 лет триумфа на мировой сцене, весной «Сельская честь» добралась и до «Донбасс-оперы», а уже осенью повторила свой успех. Короткая (продолжительность оперы составляет ни много ни мало: всего два часа), удивительно реалистичная, «Сельская честь» приковывает к себе внимание зрителя уже с самой первой сцены, когда хозяйка таверны на заре выпроваживает со своего заведения загулявших жителей деревни.
В опере есть весьма и весьма отличительная черта, которая сразу же бросается в глаза. Это так называемые «Артистотелевы единства» – единство места, времени и действия, которые были модными во времена классической драмы XVII—XIX веков. Все события произведения Пьетро Маскани происходят на площади Сицилийской деревушки ранним утром, и заканчиваются там же, только чуть позднее.
Невероятно атмосферное, не побоюсь этого слова, «вкусное» первое действие, плавно вводящее зрителя в сюжет, оставляет после себя незабываемое послевкусие, такое же сильное, терпкое и яркое, как после прочтения книги Джоанн Харрис «Шоколад». Ранним весенним утром, таким же светлым и тёплым как первые лучики весеннего солнца, на площади собираются крестьяне, готовящиеся к Богослужению. Среди них затесалась и молодая крестьянка Сантуцца в исполнении лауреата международных конкурсов Оксаны Носатовой, до дрожи влюблённая в ветреного Туридду. В поисках жениха, она направляется к дому Лючии – его матери, где и рассказывает правду. Оказывается, её возлюбленный никуда не ушёл, а попросту ей изменяет, так как Сантуцца ему наскучила.
Постепенно сюжет разгоняется до немыслимых оборотов, и вот уже перед зрителем появляется муж Лолы – той, с кем, собственно, и изменяет главный герой оперы, и рассказывает, что ранним утром видел Туридду возле своего дома. Бедная Сантуцца окончательно убеждается в неверности своего возлюбленного. Внезапно на площади возникает ничего не подозревающий главный герой. Естественно, что Сантуцца сразу же бросается к возлюбленному и пытается выяснить, с чем связана его внезапная холодность и отрешённость по отношению к ней. Постепенно разговор на повышенных тонах перерастает в самый настоящий скандал.
Момент, когда Туридду жестоко отталкивает от себя отчаявшуюся Сантуццу, которая буквально на коленях молит мужчину не покидать её, поражает зрителя в самое сердце. Исполнители главных ролей Владимир Хамраев и Оксана Носатова настолько реально воплотили в жизнь образы ссорящихся влюблённых, что зрители иной раз вздрагивали от накала страстей, а заядлые театралки в страхе вжимались в кресла. Ненависть и холодность Туридду по отношению к бедной Сантуцце настолько сильно витала в воздухе, что, казалось, её буквально-таки можно было потрогать.
Второе действие, в отличие от первого, не такое размеренное и лёгкое. С открытием занавеса зритель буквально окунается в кипящей котёл страстей. Туридду, осознающий итог поединка со своим соперником, прощается с матерью. Сменяя гнев на милость и предчувствуя свою гибель, он просит Лючию заботиться о Сантуцце, а затем покидает дом. Ничего не подозревающий зритель ждёт, что дальше его ждёт ещё не мало интересных событий и хэппи-энд, но не тут-то было. Туридду погибает.
Сумасшедшее отчаяние матери в исполнении Валентины Иванченко, её крик, полный боли и ужаса, эхом раскатывающийся по залу, слёзы девушки, потерявшей своего жениха, страх и пустота – на таких эмоциях занавес закрывается, на секунду погружая зрителя в гробовую тишину, на смену которой приходит потрясённый шквал оваций …
Есть такие произведения искусства, ознакомившись с которыми, хочется смеяться, плакать, в восторге кричать: «Это шедевр!», а есть те, которые погружают зрителя вглубь себя. Опера «Сельская честь» как раз к таким и относится. После её просмотра хочется просто молчать, ведь иногда в тишине кроется нечто большее, чем голословное восхищение.
Уже на выходе из зала постепенно приходит осознание того, что любовь – невероятно хрупкое и одновременно такое сильное чувство, которое надо ценить и беречь, не растрачивая на пустые ссоры. Помните, что выкинуть что-то или кого-то из своей жизни всегда легче, чем попытаться починить то, что уже имеешь.
Анастасия ЕКТОВА
По материалам сайта Лица Донбасса