Ольга Деркач – член творческого объединения художников и народных умельцев «Вдохновение» при Донецком республиканском учебно-методическом центре культуры и искусств. Ее авторские куклы отличаются изяществом исполнения и выразительностью. Мастер тонко чувствует особенную, сказочную природу кукольного мира, каждое ее творение имеет свой характер и настроение
Подарок к годовщине
– Ольга, помните ли вы свою первую работу? С чего все начиналось?
– Конечно, помню. Еще будучи ребенком, я очень любила шить, рисовать, вышивать, плести из бисера, вязать и многое другое. Но, что такое авторская кукла, узнала только в 2014 году, когда увидела анонс мастер-класса Оксаны Сальниковой. Четырехдневное обучение должно было проходить в Севастополе, у Евгении Колибри, в творческой студии «Домик мастерицы». Решила показать Сергею, своему мужу, какое чудо можно создать собственными руками. Главное ведь только с чего-то начать. Супруг меня поддержал, сказал: «Будет тебе обучение в Севастополе в качестве подарка на годовщину свадьбы». Моему счастью не было предела! Вот мы и сорвались всей семьей – я, муж и три дочери – из Донецка в Севастополь. Так я посетила свой первый мастер-класс.
– Вы преодолели такое расстояние. Не пожалели?
– Конечно, нет! После этой поездки у меня словно выросли крылья: я познакомилась с интересными людьми, открыла для себя много нового. А когда сделала свою первую куклу, поняла: это мое. Впоследствии мой любимый муж каждый раз возил меня в «Домик мастерицы», как только туда приезжал талантливый мастер.
– Вы помните всех мастеров, у которых обучались?
– Безусловно. Оксана Сальникова из Киева, Ирина Горюнова, Алена Абрамова и Виктория Макарова из Москвы, Галина Дмитрук из Минска, Полина Инякина из Сыктывкара, Катя Беспалова из Новосибирска.
«Эскизов не рисую»
– Имеете ли вы профессиональное образование?
– В 2016 году в связи с этим увлечением решила получить профессиональное образование. Поступила в ДонНУ на экономический факультет, на кафедру дизайна и арт-менеджмента. Меня научили, как правильно выставлять свои работы, как участвовать в выставках, и даже направили в Союз художников Донецка, куда я и была принята в 2017 году.
– Сколько времени требуется на то, чтобы создать такое чудо?
– Все зависит от того, какую куклу я делаю: маленькую или большую, статичную или же подвижную. Самый короткий срок, за который я могу завершить работу – 6–7 дней (отлучаясь только на сон). А в среднем мне требуется две недели.
– У вас были персональные выставки?
– Я не знаю, можно ли считать выставку авторских кукол и керамических работ в художественном музее персональной, так как я экспонировалась вместе с художником-керамистом Натальей Фоменко…
– Уверена, что не последнюю роль в вашем деле занимает вдохновение. Кто или что вас вдохновляет?
– Меня вдохновляют куклы. Никогда не знаешь, каким получится изделие в конечном итоге. Все зависит от настроения, ведь образ рождается в процессе создания. Эскизов я не рисую.
«А где голову берете?»
– Опишите процесс создания куклы. С чего начинаете свою работу?
– Я делаю кукол разными способами. Начинаю с лепки головы, ручек и ножек, затем пошив тела, его набивка и утяжеление – для живого веса. Роспись личика, ручек, одежды (костюмчик иногда тоже требует тонировки) для целостности образа. Особое внимание нужно уделять деталям: их интересно разглядывать и находить новые тонкости даже в самых, казалось бы, неприметных местах. Приклеивание волос, их стрижка, укладка, покраска – всё нужно тщательно продумать. Костюмы, отделка бисером, лентами, обувь, прическа… Создание авторской куклы включает в себя много мелкой работы, это очень кропотливый труд. Впрочем, труд – в кавычках, ведь для меня это, скорее, отдых. В момент создания куколки я словно поднимаюсь над суетой. Люблю дарить жизнь своим малышкам и очень расстраиваюсь, когда у меня появляются дела, не связанные с творчеством. Каждая кукла создается с нуля, нет никаких форм для отливки, никаких покупных деталей. Меня часто спрашивают: «Вы сами делаете кукол?» – «Да!» – «А где голову берете?»
– У вас большая коллекция?
– В моей коллекции больше 50 кукол, я уже сбилась со счета. Последние работы находятся в частных коллекциях.
– Хочу заметить, что ни одна кукла не похожа на другую. Как вам это удается?
– Похожи или не похожи… Я не знаю, как это выходит. Мне ваше мнение очень интересно. Со стороны, как говорится, виднее, у меня глаз уже замылен. На самом деле, сначала я начинаю делать куклу, а потом она сама подсказывает, какой хочет быть. Во время росписи я начинаю обращаться к кукле, разговаривать с ней, и в этот момент она начинает жить своей жизнью. Понимаю, звучит, как будто я не в себе. (Улыбается.) Мои наработки – это секретные материалы. Я много училась у опытных мастеров, приобретала платные онлайн-мастер-классы. В процессе уже и вырабатывались собственные приемы и техники. Признаюсь, это недешевое удовольствие.
– А вы проводите мастер-классы?
– У меня в планах сделать мастер-классы в видеоформате, но это не раньше 2020 года, когда я закончу учебу. А живые мастер-классы еще не проводила, но с удовольствием организую – для понимающих и желающих развиваться в этом виде искусства. Авторская кукла – это особое направление современного прикладного творчества. Продукт создается в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда, выражая задумки и идеи автора. Это не игровые куклы, а именно арт-объекты. С ними тоже можно играть, но на более возвышенном уровне. Здесь включается игра воображения. Мимо куклы нельзя просто пройти, она обязательно зацепит ваше внимание, и если у вас было плхое настроение, то как минимум вы отвлечетесь от него.
Беседовала Евгения Шульц, газета «Донецкое время»