О вреде газировки: разоблачение фейков из мессенджеров

Недавно в соцсетях появилась новая страшилка, которая стала распространяться по страницам подобно лавине. Тому, как водится, способствовали две вещи: отключение рационального мышления и шаблонная приписка в конце новости: репост приветствуется.

У человека думающего вопросы возникают с первых строк прочтения этого опуса: педиатр какой поликлиники, из какого города? почему пострадавших госпитализировали в инфекционку? если речь о тархуне и ситро, причем тут энергетики? И т.д. Уже сделав для себя вывод, что имеем дело с обыкновенным фейком, мы, тем не менее, решили все-таки направить официальный запрос в Министерство здравоохранения ДНР, дабы подтвердить или опровергнуть растиражированную информацию. Ответа пока не получили, но нашим коллегам из «КП» повезло больше: им удалось провести журналистское расследование и расставить все точки над «i» в истории вирусного фейка, который обеспокоенные родители и просто паникеры, отключив напрочь критическое мышление, рассылают в соцсетях.

Первым делом журналисты проверили текст в Интернете. Оказалось, 7 лет назад в Красноярске действительно умер мальчик. И в этой истории упоминался «Тархун». Осенью 2012 года 13-летний школьник Александр Костюк скончался в больнице.

Подросток занимался волейболом, после очередной тренировки залпом выпил 1,5 литра «Тархуна». Через несколько часов ему стало плохо – открылась рвота, поднялась температура. К утру самочувствие пришло в норму. Но через несколько дней у школьника появилась сыпь, начался зуд и пожелтели белки. Увезли в больницу, где мальчик и умер.
Причину смерти не установили. По версии врачей – отравление, ведь уровень билирубина в крови был превышен в 40 раз. Провести анализ выпитой бутылки не удалось, а проверка в магазине не дала результатов. И все еще не ясно, виноват в смерти подростка лимонад или были другие причины, а напиток послужил катализатором. Да и после о «тархуне-убийце» никто ничего не говорил и не слышал. То есть специалисты по фейкам взяли реальный случай за основу и, перекрутив его, запустили в соцпространство.

Вторая часть этой псевдоновости также имеет реальную основу. «Черный список продуктов, опасных для детей» действительно был опубликован в 2013 году. Но не настолько опасных, чтобы после пары глотков кто-то умер. Так кому и зачем нужно распространять подобные фейки? Специалисты отмечают, что таким образом тестируют информационный продукт, проверяют, как люди реагируют на такие «новости». Это что-то вроде эксперимента. Прослеживают, с какой скоростью и куда уйдет такая информация, какие изменения получит и во что трансформируется. К слову, это может быть и продукт социологических исследований, но кто сегодня возьмет на себя ответственность за фейк?

Вторая цель подобных публикаций – запугивание населения ради удержания людей в страхе и стрессе. Обратите внимание, что в большинстве случаев «запугивают» конкретную группу людей и зачастую – родителей. Они больше подвержены панике и способны распространять информацию очень быстро, тем более, если она несет негативный характер и вызывает чувство опасения. Это очередной инструмент для манипуляции людьми: запуганным и находящимся в панике человеком управлять проще. В любом случае, нужно всегда с умом и любопытством относиться к тому, что мы употребляем.

По материалам газеты «Родина»