На протяжении всей родительской жизни перед многими мамами и папами стоит важный вопрос: отдавать ли ребенка на дополнительные секции и кружки? Не будет ли это чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, смена вида деятельности и привычного окружения — лучший отдых? Ведь так ребенок станет намного меньше времени проводить в Интернете и забивать голову «информационным мусором». Учителя и психологи по сей день расходятся во мнениях и вступают в дискуссии. Какой выбор будет правильным? Мы попытались разобраться, изучив разные точки зрения.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ
Екатерина и Константин Шут воспитывают пятерых детей. Две старшие дочки, Карина и Мелисса, уже на протяжении долгого времени посещают кружок бальных танцев и художественную школу. Екатерина рассказывает, что для Карины танцевальный коллектив – это ее вторая семья.
– Она ходит в кружок с огромным удовольствием и желанием. Карина стремится развиваться, повышать свой уровень, каждый раз быть лучше, чем вчера. Я считаю, что это все благодаря занятиям танцами, – поделилась Екатерина. — А вот Мелисса у нас – творческая и спокойная личность. В художественной школе она вдохновляется, отдыхает от школы и от всех повседневных рутинных дел. Наш дом украшают картины дочери, мы ею очень гордимся. Я уверена, что творческие кружки просто необходимы детям!
Согласна с ней и макеевчанка Марина Чижикова. Ее дочь Надежда уже пять лет занимается восточными танцами и собрала целую копилку наград и медалей.
– Медалей и грамот у нас огромное количество. Дочка ездила на соревнования в Алушту, в Таганрог, а также в разные города ЛНР. В ДНР, наверное, вообще нет города, в котором она бы еще не побывала. Конечно, все это отбирает много времени и сил. Костюмы мы шьем сами, это затратно, но всей нашей семье это в удовольствие. Благодаря танцам мой ребенок приобрел уверенность в себе. Она старается учиться на отлично, чтобы все успевать и как можно больше времени уделять своему любимому увлечению, – рассказала Марина Чижикова.
ВРЕМЕНИ ХВАТАЕТ НА ВСЁ
Конечно, мы не могли не пообщаться с детьми, которые, помимо уроков в школе, успевают посещать различные секции и кружки.
Интересно, что, несмотря на колоссальную занятость, у этих ребят времени хватает на все.
— Я занимаюсь баскетболом, а еще хожу на дополнительные уроки по рисованию и математике. Самое любимое хобби — это баскетбол, — говорит Иван Чучварев, ученик 6 класса. – Тренировки у нас проходят в школе, это очень удобно. Рисование у меня два раза в неделю. Меня эти занятия вдохновляют и поднимают настроение. А математика – чтобы лучше учиться и быстрее думать. У меня еще остается время и на улицу, и на компьютерные игры.
Помочь ребенку раскрыть его способности и таланты одна из главных задач родителей. В детском и подростковом возрасте энергия плещет через край, проявляются первые творческие наклонности. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, – все это могут дать ребенку только разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? Ведь иногда расписание составлено настолько плотно, что у ребенка не остается ни минуты свободного времени, а это, как известно, травмирует еще не устоявшуюся психику.
ОСТАВЬТЕ ВЫБОР ЗА РЕБЁНКОМ
Порассуждать на эту тему мы попросили детского психолога Викторию Рыбалко.
— Мое мнение – занятость детей в секциях и кружках дает только положительный эффект. В кружках ребенок обретает наставника, учится прислушиваться к нему, общается с другими детьми. Формирует силу воли и воспитывает в себе самостоятельность. Однако необходимо помнить, что:
-
не стоит перегружать детскую психику и организовывать занятость ребенка 24/7;
-
до 5-6 лет кружки и секции следует посещать осторожно. У детей этого возраста еще не сформирована воля, и им сложно усидеть за одним делом, особенно, если оно монотонное. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игровой;
-
не надо проецировать на ребенка свои несбывшиеся детские мечты. Ребенка познакомьте со всеми вариантами кружков и секций и позвольте ему сделать самостоятельный выбор.
Детский психолог и тренер по раннему и общему развитию дошкольников Екатерина Дубровкина поделилась с нами историей из личной психологической практики:
— Обратились ко мне родители 9-летней девочки, которые были весьма обеспокоены поведением ребенка. Переживания были связаны с игрой «Синий кит», финальной целью которой является совершение самоубийства. В работе с ребенком выяснилось, что об игре уже ходили разговоры между одноклассниками, это и стало причиной опасений. Наличие свободного времени после учебы подтолкнуло к более близкому знакомству с игрой в Интернете. Зачастую дети пытаются скрыть от родителей такого рода информацию, но подростков выдают «симптомы»: плохой сон, страх, плаксивость, необоснованная агрессия. Мы с ребенком проработали ее страхи и переживания, а после обсудили с родителями, чем можно занять ребенка в свободное время. Через две недели страхи и беспокойства ушли, нашелся кружок по интересам. Поэтому я считаю, что занимать детей дополнительными кружками необходимо. Но очень важно договариваться и выяснить, какое направление ему действительно интересно. Необходимо оставлять ребенку и свободное время, чтобы он мог отдохнуть.
завуч школы №108 Татьяна Котова:
— У детей, которые посещают дополнительные секции и кружки, очень развито чувство ответственности. Такие ученики послушные и «дружат» с дисциплиной. Внутри классного коллектива таких детей тоже сразу видно. Они, как правило, со- бранные, умеют концентрировать внимание, они активнее и общительнее. С удовольствием принимают участие в школьных мероприятиях. И еще немаловажный факт: у таких ребят и переходный возраст проходит намного легче. Конечно, ребенок должен быть занят. Сейчас столько мусора в Интернете, что за детьми нужен глаз да глаз. Поэтому просьба к родителям сделать так, чтобы дети как можно меньше поглощали информационный мусор, а были заняты полезными делами!
Ольга Салатова, газета «Макеевский рабочий»