Россия, Индия, Япония, Болгария, Белоруссия, ЛНР и ДНР… Что общего у этих стран? Их объединили два осенних театральных праздника – VII Международный фестиваль национальных театров кукол «Радуга» в Самаре и IX Международный фестиваль театров кукол имени С. В. Образцова в Москве. Яркие эмоции, бесценный опыт и желание творить – вот что привезла из России творческая группа Донецкого республиканского академического театра кукол.
Фестивали – это просто необходимость, – говорит главный режиссер театра Анатолий Поляк. – Для того чтобы театр находился на хорошем художественном уровне, он должен обязательно проводить фестивали или участвовать в них. К счастью, мы, несмотря на трудное время, имеем такую возможность. Последние два фестиваля – замечательные! Их программы многообразны и насыщенны как по тематике, так и по жанрам. Настоящая школа искусств!
Кстати, на фестивали такого уровня попасть непросто – предварительно участники проходят строгий отбор. Но организаторы «Радуги» увидели в прошлом году на московском фестивале спектакль донецких кукольников «Дорога в Вифлеем», влюбились в наш театр и сами пригласили его в Самару с восточной сказкой «Волшебная лампа Аладдина».
«Радуга», – продолжает Анатолий Петрович, – это соцветие спектаклей, каждый из которых – путешествие в неповторимый национальный мир. Например, болгарский театр из Софии показал смешную, яркую сказку с моралью для детей и взрослых «Рыбак и золотая рыбка». Интересно, что играет в спектакле один актер. Вологодский театр «Теремок» представил потрясающую постановку «Повесть о Дионисии-иконнике». Это сценическая фантазия о художнике, имя которого овеяно легендами, тесно связано с традициями и обычаями православной культуры. В спектакле звучат духовные песнопения и народные песни Вологодчины. Японский театр из Токио (режиссер Мияко Куротани) продемонстрировал виртуозную работу с куклой в духе своих национальных традиций.
Главный режиссер донецкого театра считает, что спектакль «Волшебная лампа Аладдина» гармонично вписался в афишу фестиваля.
В Самаре наряду с показом спектаклей было организовано их профессиональное обсуждение. От членов экспертной комиссии мы услышали много добрых слов в свой адрес. Заведующая литературной частью Театра Образцова Нина Монова отметила целостность нашей постановки. А высказывание Слободана Марковича из Сербии, основателя Международного фестиваля для детей в Суботице, запомнилось слово в слово: «Я открыл рот в начале вашего спектакля и закрыл его, когда спектакль закончился – настолько потрясли оформление, декорации, музыка, игра актеров…»
Для актеров и для меня слышать такую оценку от высоких профессионалов очень важно. Кстати, Слободан Маркович пообещал сделать все возможное, чтобы нас пригласили в Румынию.
Фестивали помогают актерам чувствовать себя востребованными. В прошлом году в Донецке состоялся I Международный фестиваль театров кукол «Сказочный мир». Теперь же руководство делает все возможное, чтобы наши артисты, режиссеры и художники выезжали и показывали свои работы другим. В октябре спектакль «Волшебная лампа Аладдина» был представлен и на международном фестивале театров кукол имени С. В. Образцова.
Нынешний московский фестиваль, носящий имя великого Сергея Владимировича Образцова, собрал театры кукол из стран Содружества: Азербайджана и Армении, Белоруссии и Молдавии, Узбекистана и Киргизии. В афише – имена Чехова и Айтматова, Маркеса и Шварца, а также популярных современных авторов.
Создать настоящий Восток
Пора рассказать о самом спектакле, и вряд ли кто-то сделает это лучше, чем главный художник театра Леся Терновых.
Я люблю яркие и веселые спектакли, такие как «Волшебная лампа Аладдина». Это одна из моих первых постановок. Художник Анатолий Павлик начинал работу над художественным решением, а я продолжила. До сих пор помню, как шла работа. Анатолий Иванович создал множество макетов и эскизов, но всякий раз чего-то не хватало для окончательного образа спектакля. Я пребывала в творческих муках неделю, пока в одну ночь мне все не приснилось. Утром взяла проволоку, уже готовую конструкцию, сделанную Павликом, добавила ткань – и все сложилось.
Зритель может увидеть интересное решение, используемое нами: маленький цветной квадратик с куполом превращается в огромную четырехметровую декорацию. Все происходит благодаря смене тканей. Спектакль получился очень ярким. Критики хвалили восточный колорит. Я никогда на Востоке не была, но готовилась тщательно – долго изучала литературу, фотографии. Судя по отзывам, у нас все получилось.
Руководитель литературно-драматургической части Донецкого театра кукол Светлана Куралех представляла нашу Республику на пресс-конференции в ТАСС.
Директор Театра Образцова Ирина Корчевникова и главный режиссер Борис Константинов по- знакомили присутствующих с программой фестиваля и его перспективами, – рассказывает Светлана Степановна. – Выступали и отвечали на вопросы корреспондентов представители посольств Белорус- сии и других стран СНГ. Руководители театров рассказывали о своих коллективах.
Например, испанский режиссер и художник, руководитель театра Etcetera Энрике Ланс рассказал о своем спектакле «Петя и волк», который идет в сопровождении живого оркестра. Более подробно о театре он рассказывал потом и за круглым столом, где делились своим опытом звезды кукольного жанра – режиссер Рейн Агур из Таллина, главный художник Воронежского театра кукол «Шут» Елена Луценко и многие другие.
В адрес Донецка был один вопрос: как мы живем? Рассказала как есть: что работаем с полной отдачей начиная с 2014 года; что благодарны Театру Образцова за помощь и «кукольное братство»… И сказала, что у нас есть мечта: пригласить московский театр к нам в гости, в мирный Донецк, на наш мирный фестиваль. А для этого нужно так немного: чтобы люди, от которых это зависит, вспомнили, что жизнь коротка, и посмотрели на нее глазами кукольников и высокой поэзии, например – французского поэта
Жака Превера, у которого есть такие строки:
…Будьте вежливы с Солнцем, Землей и Луной,
повторяйте спасибо им, благодарите
за тепло и за то, что прохладна вода,
за деревья в цвету и за листья осенние.
Будьте вежливы с Жизнью!
Быть может, тогда
прекратятся и войны,
и землетрясения.
…К сожалению, многие спектакли мы не смогли посмотреть – надо было уезжать. Театр кукол безмерно разнообразен и неповторим. Здесь можно сделать многое из того, чего нельзя сделать в любом другом театре. К счастью, под занавес мы увидели блестящий спектакль Театра Образцова «Турандот» в постановке режиссера Бориса Константинова. Это «Сказка древнего Китая, разыгранная под венецианским мостом при свете луны…» Нет, об этом спектакле в двух словах не расскажешь – это надо видеть!
По материалам газеты «Донецкое время»