Донецкие степи в древности и Средневековье были свидетелями многочисленных волн кочевников, накатывающихся с Востока. Одни проходили стремительно через наш край, вторгаясь в восточноевропейские страны, почти не оставив следов, а другие обосновались у нас надолго. Пожалуй, самыми воинствующими и загадочными кочевниками были племена печенегов. Мы попросили рассказать о них руководителя археологической группы Донецкого национального университета, старшего научного сотрудника Александра Евглевского.
КЕНТАВРЫ СТЕПЕЙ
– Александр Викторович, в последнее время вы интенсивно занимаетесь исследованиями искусства и обрядовой жизни средневековых кочевников. Неужели скотоводы, большую часть своей жизни проводившие в седле, оставили культовые сооружения и произведения искусства, в том числе и в нашем крае?
– Конечно, от кочевников или, как их еще порой называют, кентавров степей, сохранилось значительно меньше материальных следов, чем от оседлых народов. Ведь они постоянно перемещались, а значит, не оставляли после себя культурного слоя: не вели летописи, не чеканили монеты, не расписывали стены храмов, не сооружали стационарные могильники… Подавляющее большинство сведений о них мы черпаем из исторических хроник оседлых народов, которые с ними соприкасались, из дневников путешественников, а также в результате исследований курганных погребений, изваяний и культовых сооружений.
Кочевой мир многообразен и безумно интересен. Кочевников неправильно называть дикими ордами, не имеющими развитой культуры. Во всяком случае, многие культурные достижения проникли в Европу не только из Китая и других восточных стран, но и были принесены кочевниками.
– Какие, например?
– Ну, хотя бы музыкальный смычковый инструмент, называвшийся у тюркоязычных народов кобыз, имевший две-три струны, скрученных из конского волоса. Он сначала попали на Русь, а потом в Европу, где трансформировался и, по сути, стал прародителем скрипки.
ПЕЧЕНЕГИ И РУСЬ
– 8 апреля президент России Владимир Владимирович Путин, говоря о мировой чуме XXI века – коронавирусе, неожиданно упомянул и средневековых кочевников: «Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы – со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную». Это высказывание на все лады муссируют в интернете. А как бы вы прокомментировали его слова?
– В целом он, конечно, прав – Русь терзали печенеги и половцы, но войны с ними были все-таки далеко не такого глобального, масштаба, как борьба с коронавирусной инфекцией. Во всяком случае, когда печенеги в IX–X веках вторгались на Русь, они хотя и разоряли славянские города и поселки, но не оставались там, не занимали лесные зоны. Их культурно-хозяйственный уклад жизни просто не требовал этого. Печенеги занимали степные пространства, вытесняя их прежних хозяев, таких же, как и они, кочевников, оказавшихся более слабыми. Это было естественным ходом культурно-исторического процесса, если хотите, природно обусловленным явлением с экономическим подтекстом.
– Александр Викторович, кем были печенеги?
– Такое название эти кочевники получили в русских летописях, а их настоящее тюркское имя беченеги. Арабоязычные авторы называли их баджнаками, а византийские и западноевропейские хроники – пацинаками. На страницах исторических сочинений все эти названия появились только в IX веке – после образования в восточноевропейских степях кочевого союза племен, возглавленного печенегами, ведущими свою историю из давно распавшегося политического объединения Кангюй.
Очевидно, имя беченеги-печенеги пошло от их вождя Бече, так как в степях было принято называть род или племя по имени его первого главы. Однако все кочевнические союзы представляли собой конгломерат различных по происхождению племен, поэтому печенеги – это условное название.
ПЕЧЕНЕГИ В НАШИХ КРАЯХ
– Откуда пришли печенеги в донецкие степи? И каковы их основные исторические вехи?
– В наши степи печенеги пришли из Заволжья на рубеже IX–X веков. А уже к середине X века занимали обширные степные районы на землях, по сути, развалившегося Хазарского каганата, в составе которого они еще недавно были в роли данников. Печенеги не только разорили богатые хазарские земледельческие районы и перерезали все торговые пути хазар, но и стали продвигаться на Запад. В этих условиях реальной силой, способной им противостоять, была Русь.
Впервые печенеги столкнулись с Русью в 915 году, когда, как сообщает русская летопись, «приидоша печенези первое на Русскую землю и створивше мир с Игорем, идоша к Дунаю». В первое время у печенегов с Русью были не только и не столько военные конфликты, сколько союзнические отношения. Во всяком случае, по летописям известен лишь один поход Руси на печенегов в 920 году во главе с князем Игорем Рюриковичем. Русский летописец об этом походе написал предельно скупо: «воеваша на печенегы». Неизвестно, кто победил в этой битве и куда конкретно был направлен удар русской дружины. Не исключено, что походы были и в донецкие степи.
Сведения о расположении орд (округов, колен) печенегов в письменных источниках довольно расплывчатые, но все же они позволяют предположить, что один или два округа восточного (днепровско-волжского) крыла печенегов кочевали на территории нашего края. Здесь, очевидно, располагались две орды из числа печенежских колен с такими трудно выговариваемыми названиями, как Вороталмат и Кварципур. Во главе каждой орды стояли великие князья, а в каждой орде было пять родов, которые возглавляли меньшие князья.
– Остались ли какие-то следы пребывания печенегов в нашем крае?
– Да, остались. Правда, по причине рассеянности печенегов по степи, их погребений обнаружено совсем немного, а изваяния и культовые сооружения пока еще археологами не выявлены. Тем не менее известны характерные признаки материальной культуры печенегов. Это выразительные серебряные наборные пояса, тяжелые луки, изящных форм копоушки (ухочистки), разнообразные подвески-амулеты, глиняные лепные сосуды, украшенные причудливым орнаментом и т. д.
Мне не раз приходилось находить их погребения, которые устраивались в чужих, более древних курганах. Погребали печенега головой на запад рядом с его верным конем, взнузданным и оседланным, точнее, с его имитацией-чучелом в виде головы, четырех ног и хвоста. Он был призван перевезти своего хозяина в иной мир. Такой обряд захоронения распространился в X–XI веках по всей восточноевропейской степи.
С печенегами была связана одна из наиболее известных трагедий русских дружин. В 971 году князь Святослав с небольшим войском, возвращаясь из похода в Подунавье, у днепровских порогов попал в засаду печенегов и был убит. Печенежский князь Куря (что означает волк) приказал отрубить Святославу голову и сделать из него окованную золотом чашу. Этот обычай делать из черепов прославленных и сильных врагов ритуальные чаши был широко распространен у тюркоязычных кочевников, веривших, что таким образом к ним переходит сила и мужество поверженного врага. Хан Куря и его жена пили из этой чаши для того, чтобы у них родился сын, похожий на могучего и отважного Святослава, о котором слагались легенды и песни не только на Руси, но и в Степи.
После смерти Святослава его сын, князь Владимир Святославич, стал строить в граничащих со Степью районах городки и возводить укрепления-валы. Тем не менее с 993 по 1036 годы печенеги многократно терзали и грабили русские земли. А донецкие степи для них в тот период были спокойным тылом. И только после смерти Владимира его сын, князь Ярослав Мудрый, в 1036 году разгромил печенегов и избавил Русь от угрозы со стороны Степи – до того, как пришли половцы. Так закончилась полувековая история печенежского присутствия в восточноевропейских степях, в том числе и донецких.
Беседовал Сергей Голоха, газета «Донецк вечерний»