Театральная школа-студия «Перспектива», созданная на базе Донецкого музыкально-драматического театра им. М. М. Бровуна в самый тяжелый момент жизни Донбасса, отметила свой первый, пятилетний юбилей.

МЕЧТА МЭТРА

В октябре 2015-го, когда Донецк подвергался массированным обстрелам, появление «Перспективы» стало настоящим чудом. Сегодня, когда школе-студии уже пять лет, о том, как все начиналось, рассказала генеральный директор – художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Наталья Волкова:

– Это была давняя мечта Марка Бровуна, чтобы в стенах нашего театра воспитывалась своя молодая смена артистов, которая бы перенимала опыт у профессионалов. Каждый артист растет на ролях. За несколько лет перспективная молодежь превращается в мастеров сцены и уже может обучить профессии других. Сейчас эта мечта осуществилась: ребята, пришедшие к нам, получили крепкую базу, всей душой полюбили театр, стали лауреатами международных фестивалей. Они повзрослели, у них появились здоровые творческие амбиции, некоторые из них не мыслят своей дальнейшей жизни без сцены.

ЖИТЬ ВОПРЕКИ БЕЗУМИЮ

– Наталья Марковна, а почему «Перспектива» появилась именно в 2015 году, когда еще шли активные боевые действия?

– Когда в самый разгар боевых действий мы открыли 88-й театральный сезон, казалось, что это большой риск, ведь были опасения, поддержит ли нас зритель. Однако с первого дня, когда мы увидели полные залы, сомнения развеялись. Стало очевидно, что собраться вместе, не бездействовать, а работать – это самое верное решение, причем не только для нашего коллектива, но и для будущего нашей Республики. Жители региона нуждались в поддержке и хотели быть уверенными в том, что даже такие серьезные обстоятельства можно преодолеть и шагнуть в завтрашний день уже сегодня. Тогда-то мы и решили открыть школу-студию и неслучайно назвали ее «Перспективой». Именно в такой тяжелый момент пришло осознание, что это лучшее время для новых стартов – вопреки всему.

Это стимул для дальнейшего развития, свежие силы для нашего коллектива, это бонус детям, которые должны чувствовать поддержку, а не оставаться предоставленными сами себе. Ведь мы, взрослые, несем ответственность за молодежь. Решение было взвешенным и, как мы видим сегодня, очень своевременным. Мы помогли ребятам раскрыться. Продемонстрировали их родителям и близким, что в сфере культуры есть ресурсы, и никакое безумие не должно мешать нам жить и планировать. Я уверена, это прочно осело в детском сознании. Мы подали хороший пример и сделали большое дело.

– Когда набирали ребят, было много желающих? Какой был конкурс при наборе?

– Мы заявили об открытии школы-студии по телевидению, и на отбор пришло довольно много ребят. Каждый нашел возможность, чтобы подготовиться, проявить свои способности. И мы старались уделить максимальное внимание каждому, оценить возможности детей, помочь им преодолеть зажимы, страхи, отвлечься от жуткой действительности. Наши педагоги приняли тогда почти всех. Каждого хотелось поддержать. Мы дали детям время освоиться, познакомиться. Сами прикипели к ним. Первые успехи показали, что желающих становится все больше.

ОПРАВДАННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

– Изначально не планировалось делать из «Перспективы» кузницу кадров для МДТ им. М. М. Бровуна. На каком этапе стало понятно, что молодые таланты пополнят основную труппу театра?

– В процессе работы школы-студии ребята настолько быстро и качественно впитывали материал, что действительно появилась идея попробовать их на сцене. В какой-то мере это был эксперимент, но он оправдал себя на все сто, и колесо завертелось. На сегодняшний день мы серьезно думаем о школе-студии как о первой ступени в образовании и подготовке профессиональных артистов. К тому же взаимодействие с актерами на профессиональной сцене держит в тонусе, и дети быстрее взрослеют в творческом плане.

Сегодня в студии осваивают основы актерского мастерства42 человека от 7 до 17 лет. Они изучают четыре основных дисциплины: актерское мастерство, сценическую речь, хореографию, вокал. Это помогает им превращаться в полноценных актеров музыкального театра, и в дальнейшем ребята смогут проявить свои знания и умения в таком сложном жанре, как, например, мюзикл. Это происходит уже в процессе учебы. Воспитанники «Перспективы» выходят на сцену в таких постановках театра, как «Юнона и Авось», «Милый друг», «Летучий корабль», «Красная Шапочка», «Олеся», «Три поросенка», «Снежная королева», «Путешествие Голубой стрелы».

Ребята из «Перспективы» много раз занимали призовые места на международных театральных фестивалях, конкурсах чтецов, получали личные награды. Они покорили жюри таких солидных форумов, какXXII Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети» в Евпатории, международный конкурс «Ветер перемен» в Липецке, международный фестиваль сценического искусства среди молодежных самодеятельных коллективов «Театральная вольница» в Ростове-на-Дону.

СЕМЬЯ, ВЫРОСШАЯ НА 50 ЧЕЛОВЕК

Как рассказала руководитель «Перспективы» Яна Зимина, вначале даже не планировалось, что дети будут выходить на профессиональную сцену.

– Была война, и мы понимали, что детям нужна помощь, – говорит она. – Им было необходимо чувствовать, что они нужны! Хотелось подарить детям сказку, немного красоты на фоне всего происходящего. Совершенно случайно я узнала, что открывается театральная школа-студия. Раздумий не было! Я приехала в театр и уже пять лет служу искусству и учу ребят любить это искусство.

– Насколько значимым стал для вас этот творческий проект?

– Быть актрисой и учительницей – две мои детские мечты. Этот проект объединил их в реальности. Сегодня школа-студия в моей жизни на одной ступени с семьей. Даже нет, моя семья увеличилась на 50 человек!

– Какие из достижений школы вызывают наибольшую гордость?

– Наибольшую радость вызывают не призовые места на фестивалях, не победы в конкурсах, не участие наших ребят в спектаклях и мероприятиях театра, а их личный творческий прогресс. Когда дети, которые не поют, запели; те, что боялись произнести пару фраз, читают монологи перед огромной аудиторией, а те, кто не мог найти свое место в социуме, благодаря нашей школе-студии стали коммуникабельными.

– Что желаете «Перспективе» в ее юбилей?

– Оставаться нужной нашим детям! Желаю, чтобы мы праздновали все новые и новые юбилеи, а детей «Перспективы» становилось все больше. Желаю быть! Быть нужной, востребованной!

По материалам газеты «Донецк Вечерний»