Действительно, что значит – «готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение считать, писать – то есть интеллектуальное развитие. Других волнуют психологическая готовность и созревание головного мозга. Психологи сравнивают поступление ребенка в школу с революцией в сознании. Все меняется для малыша: его окружение, режим дня, поведение.
Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребенка. Жизнь вчерашнего малыша подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. Школа предъявляет большие и разнообразные требования к организму ребенка – интеллектуальные, физические и социальные. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют напряженного умственного труда, активации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. А ко всему этому его окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами.
Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые не умеют принимать помощь учителя, и это сказывается на результатах обучения. Практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание, и действительно привлекают его своей подвижностью, и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. Словом, все изменения достаточно сильно ломают привычный образ жизни. Но самое главное – поступление в школу во многом определяет перспективы развития личности. Этот период является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, ведь оттого, как пойдет приспособление, привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы.
Давайте рассмотрим, в чем же состоит «готовность к школе». Она складывается из многих составляющих:
- физиологическая готовность – у малыша крепкий иммунитет, началась смена зубов, созрели пропорции (например, он может дотянуться до ушка противоположной рукой), хорошая координация движения, ребенок отказался от дневного сна;
- эмоциональная – закончился период страхов, малыш научился справляться со своей агрессией, может контролировать эмоции (пусть и не так, как взрослый), не боится новых ситуаций, уверен в своих силах;
- познавательная – у ребенка развиты внимание, память, восприятие, речь, способность логического мышления, воображение;
- социальная – малыш способен выстраивать контакт с незнакомыми и знакомыми людьми, понимает значение правил (в частности, вежливости) и со- блюдает их, умеет слушать, у него есть опыт решения конфликтных ситуаций;
- мотивационная – он сам изъявляет желание идти в школу (потому что хочет учиться).
Запомните один важный момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. О том, во сколько отдавать ребенка в школу — в 6 лет или в 7 лет, есть масса мнений. Универсальный совет один: не торопитесь отдавать ребенка в серьезную жизнь, прислушивайтесь к его желаниям и мечтам!
Альбина ПЕШЕХОНОВА, заведующий ПМПК отдела образования
По материалам газеты «Наше время»