Лето пролетело, и уже в понедельник школьники сядут за парты. Особенно ответственным и волнительным этот понедельник будет для тех, кому предстоит поход в первый раз в первый класс, – для первоклассников и их родителей. О том, как настроить ребенка на правильный учебный лад и какими знаниями и умениями необходимо вооружить его в первую очередь, – в нашем материале.
Интересный факт из зарубежной практики. В европейских и даже в некоторых российских школах детей принимают на учебу по результатам собеседования, в ходе которого выявляют их готовность. Примечательно, что оценивают потенциального ученика не только учителя, но и логопед, психолог и другие специалисты, определяющие социальную, эмоциональную, интеллектуальную и психологическую
зрелость ребенка.
Оказывается, у нас работает похожая система. С той лишь разницей, что детей подвергают не такой явной проверке, в большей
степени учителя стараются установить контакт с родителями. Об этом нам рассказала преподаватель младших классов Антонина Иванова.
— Контакт учителя с родителями ребенка начинается за несколько месяцев до старта учебного года. Даже если первоклассник имеет какие-то пробелы в знаниях, за это время их легко можно устранить. При правильном подходе к образованию дети схватывают новую информацию на лету, — рассказывает учитель.
Спектр необходимых знаний
Антонина Иванова раскрыла примерный перечень того, что должен знать и уметь ребенок перед первым походом в школу.
Необходимый минимум:
- Называть свое полное имя и фамилию, имя – отчество родителей, а также их контактный телефон и знать свой домашний адрес.
- Иметь представления о днях недели, месяцах, временах года, понимать время по часам.
- Знать основные и главные правила дорожного движения.
- Различать цвета и знать самые распространенные растения и животных;
- Различать «право» и «лево».
Средний уровень:
- Читать небольшие предложения до 5 слов и понимать их смысл.
- Считать до 10.
- Выделять общие признаки у предметов.
- Уметь работать с ручкой, карандашами
и линейкой. - Отгадывать загадки.
Сложный уровень:
- Различать подгруппы животных: птицы, рыбы, насекомые.
- Знать основные виды спорта и популярные профессии.
- Управляться с ножницами, уметь вырезать по контуру.
- Понимать понятия «улица», «город», «страна».
- Решать простые логические задачки.
- Определять количество звуков и слогов в простых словах.
- Уметь пересказать небольшую историю, учить небольшие стихотворения наизусть.
То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть сформирован определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Примечательно, что достичь этого ребенку позволит правильное воспитание в семье и посещение детского сада.
Что говорят родители?
Сын Маргариты Чесноковой стал первоклассником в прошлом году, и судя по оценкам — весьма успешным. Он с отличием закончил свой первый учебный год и уже на 100% готов к образовательной программе второго класса.
— Я сама была отличницей с первого класса и примерно понимаю, о чем идет речь. Прежде всего, — о трудолюбии. Ребенка с малых лет нужно приучать к тому, что без труда не вытащить рыбку из пруда. Важно, чтобы эта фраза не просто им заучивалась, а воспринималась всерьез, — делится секретом Маргарита Чеснокова. Довольно интересную точку зрения высказала и мама пятилетнего Кирилла Ольга Зайнялова, которому еще только предстоит пойти в школу.
— Я хорошо знаю своего ребенка. Он не похож на остальных. Поэтому никогда не говорила ему «ты должен», и не ставила других ультиматумов. У него очень хорошо получается справляться с творческими заданиями, где нужно импровизировать и создавать. А вот с математическими или логическими упражнениями дело обстоит труднее. Этому направлению приходится уделять чуть больше времени. Но стараюсь не перенапрягать Кирилла чтобы не вызвать у него отторжения к этим предметам, — говорит Ольга.
С научной точки зрения…
У психолога Ирины Брагиной тоже есть ряд рекомендаций родителям о том, что необходимо при подготовке ребенка к школе:
- Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать.
- Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
- Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), в ненавязчивой форме попросите его пересказать прочитанное.
- Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
- Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
- Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице. Ирина Брагина отмечает, что активные занятия с первоклассником должны длиться не более 30 минут. Затем малыш просто теряет интерес и автоматически переключается на другой вид деятельности.
— Учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях, — рекомендует Ирина Брагина. Каждый родитель должен чувствовать ответственность за ребенка. Стремитесь к тому, чтобы он рос смышленым и самостоятельным. Тогда доверить ему такое непростое занятие, как обучение, будет намного проще.