В Донецком государственном академическом музыкально-драматическом театре состоялась премьера спектакля «Не все коту масленица», поставленного по классической комедии Александра Островского. Она была показана на открывшейся 28 октября «Новой сцене», разместившейся чуть ли не под самой крышей театрального здания.
По давним народным традициям первым открыл новую театральную площадку настоящий кот, которого сопровождал актер муздрамы Иван Бессмолый. Азами актерской профессии полосатый пушистик явно не владел, так как испуганно поджимал хвост, вертел по сторонам головой, намереваясь побыстрее удрать от взглядов сотни зрителей и яркого света софитов.
На торжественной церемонии открытия новой сцены выступил и. о. министра культуры ДНР Михаил Желтяков, который назвал происходящее событие «важным не только для театра, но и для всей культуры Республики». Глава минкульта вручил благодарности 12 техническим и творческим сотрудникам театра, создавшим «Новую сцену» в дополнение к четырем имеющимся. Получила награду – абонемент на все спектакли, которые пройдут на «Новой сцене» в нынешнем сезоне — и победительница ранее объявленного театром конкурса на лучшее название создаваемой сцены, аспирантка математического факультета ДонНУ Мария Мелина.
«Об открытии еще одной сцены мы мечтали давно, потому что нам, творческим людям, так много хочется сказать зрителям. А еще даже в условиях войны, когда по нам каждый день стреляют, мы строим и открываем новую сцену. В этом сила донбасского характера!» — сказала в завершении торжественного мероприятия генеральный директор-художественный руководитель театра Наталья Волкова.
Что касается самого спектакля, постановку которого осуществил режиссер и актер Владимир Быковский, то он сделан в чисто классическом ключе. Его сценическое оформление весьма аскетично, видимо, постановщик намеренно хотел акцентировать внимание зрителей исключительно на актерской игре и смысловых сентенциях пьесы, совершенно не потерявшей своей актуальности за 145 лет с момента написания.
Богатый старик — купец Ермил Зотыч Ахов — тешит себя мыслью, что большие деньги решают всё и наивно полагая, что двадцатилетняя Агния из обедневшей семьи соблазнится его тысячами и солидной недвижимостью. Он даже думать не хочет о том, что существуют ещё и чувства, которые для девушки являются куда более важным, чем материальные блага и статусность. «Перед деньгами поди и растаешь… Богатого человека блюди больше ока своего… Для всех закон – воля хозяйская», — поучает он Агнию и ее мать, постоянно напоминая им об их низком социальном положении.
Постановщику спектакля удалось создать прекрасный актерский ансамбль. Все исполнители буквально упиваются своими ролями, в то же время — не перетягивая одеяло на себя. Даже присутствующий в игре Василия Гладнева (Ахов), Михаила Бовдуя (Ипполит), Мирии Марченко (Феона) и Галины Скрынник (Маланья) легкий налет гротеска не нарушает, а наоборот придает некую пикантность происходящему вполне реалистичному действу.
И постановщики, и актеры как бы говорят зрителям, что все у нас тут на сцене взаправду, и в то же время многие мизансцены утверждают обратное – все, что вы видите, не более чем представление. И подобная концепция напрочь разрушает восприятие пьесы русского драматурга-классика исключительно как реалистичной бытовой комедии. Скорее ее воспринимаешь, как басню или притчу с моралью в конце. Ведь говоря «не всё коту масленица», каждый непременно вспоминает и вторую часть этой русской пословицы — «будет и Великий пост». Может быть, поэтому так смешон и одновременно жалок в финале самодур Астахов и буквально светятся счастьем Агния, ее мать и Ипполит.
Валерий Уральский
Фото — Надежда Чичерова