Сегодня говорим об одной из самых ключевых позиций на шахте – главного механика, а также об энергомеханической службе. Четко отлаженная работа этих специалистов играет важнейшую роль в обеспечении стабильной работы горно-шахтного оборудования, а значит, и функционировании такого сложного организма, как угольное предприятие. Именно на главного механика и работников энергомеханической службы возлагается особая ответственность.
Об особенностях своей профессии рассказал начальник участка по ремонту забойного оборудования шахты им. А. Ф. Засядько. Николай трудится механиком 36 лет, и за это время повидал в буквальном смысле все! О таких говорят: «Мастер от Бога и души». Хотя сам он к своей специальности относится с иронией.
– В нашей профессии нет ничего такого, в чем обычный человек не смог бы разобраться. Все просто. Главное – желание, трудолюбие и…отсутствие вредных привычек, – с улыбкой говорит специалист.
Тем не менее от этого человека, его опыта и правильных решений зависят все технологические процессы на предприятии. Основная обязанность главного механика и специалистов энергомеханической службы – осуществление контроля за бесперебойной работой горношахтного оборудования, соблюдением инструкций по эксплуатации, своевременным устранением проблем, ремонтом
и профилактикой всего многообразия оборудования, которое имеется на шахте. Это и проходческие комбайны, и конвейеры, и многое другое.
– Моя главная обязанность – убедить горняков, что уголь добывают не они, а механизмы. Если шахтеры будут грамотно эксплуа- тировать оборудование, на котором работают, то и добыча угля, и проведение горных выработок будут происходить бесперебойно и в нужных объемах. Когда все это понимают, на предприятии сразу все становится хорошо.
Железная дисциплина
В подчинении у нашего собеседника порядка 40 человек. Это подземные слесари, дежурные по ремонту оборудования, электрогазосварщики, токари и другие специалисты.
Не секрет, что на шахте в большинстве своем используется техника «с пробегом», которая была выпущена еще при Союзе. В то же время бытует мнение, что раньше делали, как говорится, на совесть, и при правильной эксплуатации шахтное оборудование может прослу- жить еще не одно десятилетие. Мы поинтересовались у Николая, так ли это.
– На самом деле бывало, что и в СССР делали как попало, и на Украине. Всякие ситуации случались, но главный вопрос в том, как люди с этой техникой обращаются. Приведу для сравнения автомобильную промышленность. Наверное, многие понимают, что «убить» можно любую машину в самые короткие сроки, даже самого надежного «немца». Так и у нас, – ответил Николай.
Соответственно, обязанность каждого шахтера – бережно относиться к своим железным помощникам. Причем за нарушения правил обращения с техникой следуют самые суровые санкции.
– Если руководство видит, что сотрудники не выполняют данное условие, происходит соответствующая корректировка зарплаты. Если и после этого человек не понимает – с ним расстаются, – продолжает Николай. – Вообще, с дисциплиной у нас на шахте строго. Каким бы специалистом человек ни был, если он алкоголик или прогульщик – в нашем коллективе ему делать нечего.
Дважды в одну реку
Любовь к технике и механизмам цвела в душе Николая еще со школьной скамьи. Когда после десятого класса пришла пора
определяться со специальностью, парень решил перевести свое увлечение в профессиональное русло. Материальные блага ста- ли главной причиной, по которой он устроился на шахту.
– Я не потомственный шахтер, в моей семье нет ни одного горняка. Поэтому не скрываю, что пошел на эту работу исключительно из-за высокой зарплаты. Да, работать в угольной отрасли было почетно, но моральное удовлетворение для меня не играло особой роли, – признался специалист.
Высшее образование позволяло нашему герою сразу устроиться на предприятие механиком, но Николай решил иначе.
– Практический опыт накапливал на одной из шахт Кузбасса. Помню, когда приехал, мне говорят: «С дипломом? Нам механики очень нужны, можешь приступать к работе». Но я ответил: «Нет, возьмите меня слесарем». Необходимо было какое-то время, чтобы разобраться, что к чему, – вспоминает он.
Таким образом, Николай прошел трудовой путь от слесаря до механика. На это ушло четыре года. После он решил вернуться на родину, в Донецк. Любопытно, что на шахту Засядько молодого человека взяли… слесарем. Несмотря на все заслуги в Кузбассе!
– Вокруг были все профессора, а я так – «принеси, подай…». Началась работа: мне говорят, я ношу… И вот пришло время монтировать подземную камеру. Начальники передо мной ставят задачу: «Заведи сюда кабели, а мы потом уже сами разберемся». Посмотрел, говорю: «Один из кабелей здесь не нужен, он лишний». Они переглянулись, спрашивают: «А ты откуда знаешь?» – «Так, пока вы языки чесали, я схему посмотрел, разобрался…» В общем, вскоре меня пригласили на должность механика…
В режиме ожидания
В отличие от горнорабочих, проходчиков и забойщиков, у механика ненормированный рабочий день, специалист данного профиля должен всегда быть в курсе того, что происходит под землей, держать руку на пульсе.
– Если, не дай Бог, происходит какая-то поломка, сразу через горного диспетчера поступает звонок, и я должен быть на месте. Вне зависимости от того, день это или ночь. В былые времена за 30 рабочих дней мне до 40 раз приходилось спускаться в шахту, – вспоминает Николай.
С началом военных действий в Донбассе энергомеханическую службу шахты им. А. Ф. Засядько покинули ряд специалистов. Сегодня вопрос квалифицированных кадров остается открытым.
– Сам я остался, потому что родителям трудно передвигаться, за ними уход нужен, и оторвать их от дома просто нереально. А тех, кто уехал, можно понять. У каждого мужчины есть семья, и он в первую очередь несет ответственность за нее. Когда твои близкие в опасности или когда просто нет средств, чтобы их прокормить, патриотизм отходит на второй план, – считает Николай. – В 2014 году пред- приятие покинули многие мастера своего дела, им на смену практически никто не пришел. Остались те, у кого нет возможности уехать.
По мнению начальника участка по ремонту забойного оборудования, ситуация наладится, когда престиж шахтерского труда будет повышен не на словах, а на деле, когда горняки перестанут стесняться своей профессии.
– Сейчас эту проблему пытаются решить с помощью административного ресурса, но история показывает, что такой способ не является эффективным. Задача шахты – убедить любого потребителя, что заказ нужно отдать ей; убедить качеством угля, ценой, сроками и так далее. А лучшие специалисты вернутся на шахту, когда их труд будет достойно оплачиваться, как это было раньше.
По материалам газеты «Донецкое время»