Сегодня говорим об одной из самых ключевых позиций на шахте – главного механика, а также об энергомеханической службе. Четко отлаженная работа этих специалистов играет важнейшую роль в обеспечении стабильной работы горно-шахтного оборудования, а значит, и функционировании такого сложного организма, как угольное предприятие. Именно на главного механика и работников энергомеханической службы возлагается особая ответственность.
Об особенностях своей профессии рассказал начальник участка по ремонту забойного оборудования шахты им. А. Ф. Засядько. Николай трудится механиком 36 лет, и за это время повидал в буквальном смысле все! О таких говорят: «Мастер от Бога и души». Хотя сам он к своей специальности относится с иронией.
– В нашей профессии нет ничего такого, в чем обычный человек не смог бы разобраться. Все просто. Главное – желание, трудолюбие и…отсутствие вредных привычек, – с улыбкой говорит специалист.
Тем не менее от этого человека, его опыта и правильных решений зависят все технологические процессы на предприятии. Основная обязанность главного механика и специалистов энергомеханической службы – осуществление контроля за бесперебойной работой горношахтного оборудования, соблюдением инструкций по эксплуатации, своевременным устранением проблем, ремонтом
и профилактикой всего многообразия оборудования, которое имеется на шахте. Это и проходческие комбайны, и конвейеры, и многое другое.
– Моя главная обязанность – убедить горняков, что уголь добывают не они, а механизмы. Если шахтеры будут грамотно эксплуа- тировать оборудование, на котором работают, то и добыча угля, и проведение горных выработок будут происходить бесперебойно и в нужных объемах. Когда все это понимают, на предприятии сразу все становится хорошо.
Железная дисциплина
В подчинении у нашего собеседника порядка 40 человек. Это подземные слесари, дежурные по ремонту оборудования, электрогазосварщики, токари и другие специалисты.
Не секрет, что на шахте в большинстве своем используется техника «с пробегом», которая была выпущена еще при Союзе. В то же время бытует мнение, что раньше делали, как говорится, на совесть, и при правильной эксплуатации шахтное оборудование может прослу- жить еще не одно десятилетие. Мы поинтересовались у Николая, так ли это.
– На самом деле бывало, что и в СССР делали как попало, и на Украине. Всякие ситуации случались, но главный вопрос в том, как люди с этой техникой обращаются. Приведу для сравнения автомобильную промышленность. Наверное, многие понимают, что «убить» можно любую машину в самые короткие сроки, даже самого надежного «немца». Так и у нас, – ответил Николай.
Соответственно, обязанность каждого шахтера – бережно относиться к своим железным помощникам. Причем за нарушения правил
обращения с техникой следуют самые суровые санкции.
– Если руководство видит, что сотрудники не выполняют данное условие, происходит соответствующая корректировка зарплаты. Если и после этого человек не понимает – с ним расстаются, – продолжает Николай. – Вообще, с дисциплиной у нас на шахте строго. Каким бы специалистом человек ни был, если он алкоголик или прогульщик – в нашем коллективе ему делать нечего.
Дважды в одну реку
Любовь к технике и механизмам цвела в душе Николая еще со школьной скамьи. Когда после десятого класса пришла пора
определяться со специальностью, парень решил перевести свое увлечение в профессиональное русло. Материальные блага ста- ли главной причиной, по которой он устроился на шахту.
– Я не потомственный шахтер, в моей семье нет ни одного горняка. Поэтому не скрываю, что пошел на эту работу исключительно из-за высокой зарплаты. Да, работать в угольной отрасли было почетно, но моральное удовлетворение для меня не играло особой роли, – признался специалист.
Высшее образование позволяло нашему герою сразу устроиться на предприятие механиком, но Николай решил иначе.
– Практический опыт накапливал на одной из шахт Кузбасса. Помню, когда приехал, мне говорят: «С дипломом? Нам механики очень нужны, можешь приступать к работе». Но я ответил: «Нет, возьмите меня слесарем». Необходимо было какое-то время, чтобы разобраться, что к чему, – вспоминает он.
Таким образом, Николай прошел трудовой путь от слесаря до механика. На это ушло четыре года. После он решил вернуться на родину, в Донецк. Любопытно, что на шахту Засядько молодого человека взяли… слесарем. Несмотря на все заслуги в Кузбассе!
– Вокруг были все профессора, а я так – «принеси, подай…». Началась работа: мне говорят, я ношу… И вот пришло время монтировать подземную камеру. Начальники передо мной ставят задачу: «Заведи сюда кабели, а мы потом уже сами разберемся». Посмотрел, говорю: «Один из кабелей здесь не нужен, он лишний». Они переглянулись, спрашивают: «А ты откуда знаешь?» – «Так, пока вы языки чесали, я схему посмотрел, разобрался…» В общем, вскоре меня пригласили на должность механика…
В режиме ожидания
В отличие от горнорабочих, проходчиков и забойщиков, у механика ненормированный рабочий день, специалист данного профиля должен всегда быть в курсе того, что происходит под землей, держать руку на пульсе.
– Если, не дай Бог, происходит какая-то поломка, сразу через горного диспетчера поступает звонок, и я должен быть на месте. Вне зависимости от того, день это или ночь. В былые времена за 30 рабочих дней мне до 40 раз приходилось спускаться в шахту, – вспоминает Николай.
С началом военных действий в Донбассе энергомеханическую службу шахты им. А. Ф. Засядько покинули ряд специалистов. Сегодня вопрос квалифицированных кадров остается открытым.
– Сам я остался, потому что родителям трудно передвигаться, за ними уход нужен, и оторвать их от дома просто нереально. А тех, кто уехал, можно понять. У каждого мужчины есть семья, и он в первую очередь несет ответственность за нее. Когда твои близкие в опасности или когда просто нет средств, чтобы их прокормить, патриотизм отходит на второй план, – считает Николай. – В 2014 году пред- приятие покинули многие мастера своего дела, им на смену практически никто не пришел. Остались те, у кого нет возможности уехать.
По мнению начальника участка по ремонту забойного оборудования, ситуация наладится, когда престиж шахтерского труда будет повышен не на словах, а на деле, когда горняки перестанут стесняться своей профессии.
– Сейчас эту проблему пытаются решить с помощью административного ресурса, но история показывает, что такой способ не является эффективным. Задача шахты – убедить любого потребителя, что заказ нужно отдать ей; убедить качеством угля, ценой, сроками и так далее. А лучшие специалисты вернутся на шахту, когда их труд будет достойно оплачиваться, как это было раньше.
По материалам газеты «Донецкое время»


















Посещая сайт vsednr.ru, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, сбор которых осуществляется «Всё о ДНР». «Всё о ДНР» может использовать указанные данные для их последующей обработки системами Яндекс.Метрика и др., которая осуществляется с целью функционирования «Всё о ДНР». Ознакомиться с Политикой конфиденциальности можно по