21 марта отмечался Международный день кукольника и Всемирный день поэзии. Поэтому у Светланы Куралех было сразу два профессиональных праздника. Более сорока лет она является руководителем литературно-драматургической части Донецкого республиканского академического театра кукол. А стихи пишет вообще со школьной скамьи. Первое ее стихотворение было опубликовано в 1966 году. Светлана Степановна – автор более десятка поэтических книг. За свою плодотворную творческую жизнь была удостоена множества литературных наград.
КРУТОЙ ПОВОРОТ СУДЬБЫ
Но прежде чем посвятить свою жизнь театру и поэзии, она получила техническое образование в Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта. Работала в проектных институтах Уфы и Донецка и продолжала писать стихи. Затем заочно закончила еще и Литературный институт им. М. Горького в Москве, где посещала семинары известных поэтов Роберта Рождественского, Александра Межирова, Юрия Левитанского, Николая Сидоренко.
«В это время мой хороший друг, известный детский поэт Владимир Орлов, порекомендовал меня на должность завлита нашего театра кукол, который тогда размещался недалеко от Центрального универмага – на Октябрьской улице. Уже позже мы переехали в здание на проспекте Ильича. Театр перевернул мою жизнь, стал вторым домом. Здесь я состоялась как личность и как поэт», – говорит Светлана Степановна.
Первое, чем ей довелось заниматься на новом месте, – уточнять материалы об истории театра. Для этого она побывала в театральных архивах Киева и Москвы и обнаружила документы, подтверждающие, что в декабре 1933 года в Донецке (тогда Сталино) была создана при драмтеатре первая труппа театра кукол. Ее первым директором стал известный артист театра и кино народный артист СССР Виктор Добровольский.
«Это дорогой моему сердцу эпизод. Фотографии Виктора Николаевича были у меня с детства. Моя мама работала в костюмерной театра и была знакома с его директором. Когда она узнала, что я еду к Добровольскому, сказала: «Передай ему баночку варенья». Я передала, он был так рад этому и, в свою очередь, передал маме большой привет и огромную коробку конфет», – вспоминает Светлана Куралех.
Благодаря театру она познакомилась и со многими другими известными людьми: актерами, режиссерами, драматургами, поэтами, композиторами, художниками и даже с летчиком-космонавтом Георгием Береговым. С ним, а также с легендарным актером Зиновием Гердтом, создателем главного в СССР театра кукол Сергеем Образцовым и некоторыми другими знаменитостями Светлане Куралех посчастливилось встретиться во время подготовки к 50-летию театра, которое отмечалась в 1983 году. Тогдашний главный режиссер Борис Смирнов направил завлита в Москву, чтобы она записала на магнитофон поздравления известных людей для юбилейного вечера.
СПЕКТАКЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
За годы работы в театре Светлана Степановна написала для него много пьес, инсценировок, сценариев концертных программ, песен к спектаклям.
Одной из первых ее работ стала рок-опера «Земля дана тебе навеки» по мотивам произведения индийского писателя Кришана Чандара, которую они создали в 1980 году вместе с главным режиссером Борисом Смирновым и композитором Яковом Липовецким. Вместе с нынешним главным режиссером театра Анатолием Поляком Светлана Куралех участвовала в создании таких спектаклей, как «Куклы-суперзвезды», «Куклы, клоуны, хиты», «Кукло-светное путешествие» и др. Одной из лучших своих работ она считает сценическую версию сказки Шарля Перро «Золушка», которую тоже поставил Анатолий Поляк, а музыку к ней сочинил донецкий композитор Анатолий Шух.
К числу лучших спектаклей театра Светлана Степановна причисляет еще одну постановку по сказке Шарля Перро «Спящая красавица», а также русский народный балаган «Калинка-малинка», которые поставил в Донецке режиссер Московского театра кукол, теней и актера «Отражение» Борис Чернышов.
По словам завлита, репертуар в театре подбирают тщательным образом, над ним работают директор, режиссеры, вносят свои предложения и актеры. Они считают, что в репертуаре должны быть русские народные сказки, хорошие литературные произведения как зарубежных классиков – Андерсена, Гофмана и других, – так и современных авторов.
Кстати, в этом году театр кукол порадует своих зрителей несколькими премьерами. Весной покажет спектакль «Большая мечта маленького ослика» по сказке Татьяны Макаровой. Затем будут представлены «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена и экологическая сказка по пьесе Михаила Супонина «Бедный Ежик».
Дети охотно посещают все спектакли, потому что они создаются людьми, которые находятся на одной волне со своей аудиторией.
«Чем дольше постановщики и актеры сохраняют в себе детскость, веру в чудеса, тем они ближе к маленьким зрителям. Очень важно, чтобы в театре работали люди с душой ребенка, и, вы знаете, у нас таких большинство», – говорит драматург и признается, что в душе и сама все еще ребенок.
СТИХИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Светлана Степановна издала несколько книг своих детских стихов, которые начала писать после рождения сына Алексея. Он, кстати, тоже стал драматургом – «Вечерка» уже рассказывала, что его пьесы идут в российских театрах. Сейчас на создание детских стихов поэтессу вдохновляют внучки Ксения и Анна, а также любимая работа в театре кукол.
Но главное место в ее творчестве занимают все же взрослые женские стихи, которые высоко оценивали известные поэты. Например, Давид Самойлов сказал о ее творчестве так: «Поэзию Светланы Куралех отличают уравновешенность чувств и согласие с миром». Ее произведения были переведены на украинский, немецкий, английский, польский и французский языки.
Она писала о любви, о вере и на другие мирные темы. Но начавшиеся в 2014 году боевые действия в Донбассе не могли не оставить след в душе нашей героини. В результате родилась небольшая книга стихов «Дневник на фоне канонады».
«Не думала, что смогу писать на тему войны. Я всю войну молчала, а потом сложилась «Канонада». Писала о том, что переживала сама, а также с близкими и с соседями. Помню попадание в мою родную 33-ю школу на Ленинском проспекте и как прятались», – говорит Светлана Степановна.
В пронзительных строках этой книги она передала, что чувствовали мирные жители Донецка, когда сидели в подвалах во время обстрелов или когда слушали зловещую тишину. Например, в стихотворении «Портрет донецкой поэтессы» Куралех пишет:
Там, за окном то пулемет, то миномет,
а что ей пулеметы-минометы –
ей только бы добраться до работы.
Такая жизнь на фоне канонады.
…Итак, два-три штриха губной помады.
Взгляд в зеркало – да это ж я сама!
Пора. «Не дай мне бог сойти с ума»!
На прошлой неделе в Донецком доме работников культуры была представлена литературно-музыкальная композиция по ее книге «Дневник на фоне канонады».
Хочется пожелать Светлане Степановне в канун профессиональных праздников, чтобы судьба давала ей больше поводов писать не об ужасе войны, а о любви, добре и чудесах.
Виктория ЛЕВ, газета «Донецк вечерний»
Фото Давида ХУДЖЕЦА и из архива Светланы КУРАЛЕХ