28 июля — день Крещения Руси. Событие столь значимое, что на этот день, вопреки традиции святцев, где святых прославляют в день их кончины, перенесли память святого равноапостольного князя Владимира. И столь неоднозначное, что оно породило множество мифов и обросло легендами. За археологическим слоем лет и палимпсестом истории мы постарались разгадать загадки самого известного события эпохи Киевской Руси.
Огнем, мечом или водой?
Насильственный сгон людей к реке, горящие капища, привязанные к лошадям идолы и жрецы, выкрики сквозь чад и дым «кто не с нами, тот против нас!» Так обычно описывают Крещение Руси учебники истории. Жесточайшая расправа над язычниками и масштабные гонения на невинных почитателей травы и солнышка… Было ли все так на самом деле?
Летописи, агиографическая литература и другие памятники письменности того времени говорят совсем о другом: жестокая расправа язычников над первыми христианами — варягами Федором и его сыном Иваном (Х век), мытарства и смиренное бегство первого епископа, присланного в Ростов (XI век). Чуть позднее — длительное сосуществование язычников и христиан во всех слоях общества, при котором претензии и конфликты скорее возникали со стороны многобожников, чем православных, которых было меньшинство. Княгиня Ольга стала христианкой, ее сын и внук — язычники, их преемник Владимир принял христианство. В других сословиях все происходило точно так же.
И все же разговоры о насильственном обращении язычников в христианство небезосновательны. В городе Новгороде был воевода-дуболом Добрыня, ставший, кстати, прототипом былинного богатыря Добрыни Никитича. Особым умом и сообразительностью он не отличался, умел хорошо владеть дубинкой и благодаря этому неплохо справлялся со своими обязанностями градоначальника. Прочитав указ князя о легализации христианства, Добрыня почесал затылок и, пробормотав «сказано — сделано», действительно приказал согнать всех в воду. Впрочем, даже в такой ситуации никакого насильственного крещения не произошло: народ поднял восстание, которое переросло в затяжные массовые беспорядки и изгнание христиан из города. В других местах, отдаленных от просвещенного византийской культурой Киева, все было еще более плачевно: там долгое время продолжались настоящие гонения на христиан.
Крещение Руси или пожелавшей группы киевлян?
Крещение Руси представляют масштабным событием: мол, весь народ от мала до велика, поляне с древлянами и варяги с половцами, вошел в воды Днепра. Между тем в XII веке, когда территория города увеличилась до 200 гектаров, его население составляло 50 тысяч человек. Во времена же князя Владимира Киев имел площадь всего 10 гектаров. Население города было в несколько раз меньше.
С самого начала переведенный на славянский язык богослужебный устав Церкви регламентирует длительный период оглашения — специальной подготовки к Крещению для взрослого человека. Сегодня эта традиция возрождается. Чин литургии, дошедший до сего дня, также свидетельствует о существовании оглашенных: принять Крещение с бухты-барахты, не готовясь к нему хотя бы сорок дней и не пройдя проверку правильности исповедания веры, в древности было невозможно. Вывод: это было красиво, массово, но спланировано — подобно тому, как сегодня происходят бракосочетания одновременно какого-нибудь круглого числа пар.
Еще один аргумент: для самого князя Владимира крещение было лишь политическим ходом в отношениях с Византией, с которой Русь постоянно воевала. Оно не помешало ему вести войны и даже осадить и взять христианский греческий город Корсунь (Херсонес). Только спустя несколько лет — возможно, под влиянием супруги, — он становится христианином не только по форме, но и по духу.
Крещение Руси сделало наш народ образованным и просвещенным
Это тоже распространенный миф. Один из самых ранних летописцев, черноризец Храбр, упоминает о существовании у славян письменности по типу древненемецких рун, «черт и рез», задолго до изобретения кириллицы. Тогда же нашим предкам были известны такие науки, как астрономия, математика, геометрия.
Берестяные грамоты той эпохи свидетельствуют о том, что письмом, математикой и другими науками владели даже простые крестьяне и дети. Сами эти грамоты — древняя переписка крестьян между собой. Святые просветители славян Кирилл и Мефодий пришли на наши земли также примерно за столетие до крещения Руси и принесли нам византийский уровень научного прогресса и новую, более простую письменность.
Однако при князе Владимире образование, начиная со школьных лет, стало более качественным, массовым и бесплатным. Впрочем, это можно отнести сугубо к заслугам конкретного правителя. Даже будучи язычниками, славяне тяготели к наукам и были далеко не безграмотными «туземцами». А массовое принятие христианства с момента его «легализации» свидетельствовало еще и о том, что наших предков, помимо приземленных наук, всегда интересовали духовные вопросы и поиск ответов на них.
Мария Цырлина, газета «Кочегарка ДНР»