Пультик от мультика: что показывать детям?

Моим любимым мультфильмом в детстве была сказка «Двенадцать месяцев». Есть в ней что-то волшебное, драматическое, и самое главное – добро в финале побеждает зло. Нравился «Кот Леопольд», который призывал всех жить дружно, и «Простоквашино». В какой-то период даже очень хотелось завести себе кота, такого же, как в любимом мультфильме… Современные дети смотрят другие мультики. С другими героями и другими смысловыми нагрузками. Порой даже взрослому человеку становится не по себе при виде современных мультяшных персонажей. И если вам кажется, что мультфильм – это что-то малозначительное, несущее в себе функцию исключительно развлекать и занимать время, то вы ошибаетесь. Какие мультфильмы показывать детям, а от каких лучше отказаться совсем? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что смотрят дети?

Макеевчанка Карина Слободян воспитывает двоих детей. Дочери Милане четыре года, сыну Матвею – два.

— Сейчас мультяшного материала в свободном доступе в избытке. Но возникает вопрос выбора, ведь хочется получить не  просто 15-20 минут свободного времени для себя, но и пользу от просмотра для ребенка. Как бы я ни старалась приобщить своих детей к добрым старым мультфильмам, им интересны современные мультики. Приходится сначала знакомиться с новыми историями вместе с детьми, чтобы понять, можно ли смотреть их и дальше.

Предпочтение советским мультфильмам отдает и макеевчанка Инна Смирнова, которая также воспитывает сына и дочь.

— Сыну 11, дочери 3 года. С сыном было проще. Ему нравились «Бременские музыканты», «Ну погоди!» и «Простоквашино». А дочь их  почти не смотрит. Любит «Барбоскиных», «Лунтика», «Машу» и «Телепузиков», «Свинку Пеппу» и «Три кота». Все, что там показывают, дети переносят в жизнь. Поэтому приходится регулировать и ограничивать.

Арт-терапия

Елена ГОРБАТЕНКО, арт-терапевт и мама двоих детей:

— Для меня осознанное родительство предполагает ответственность за то, что я даю своему ребенку. Покупая продукты питания, вы смотрите на срок годности? Почему же информационный контент, который оказывает влияние на формирование психики, остается без вашего внимания?
Никто не даст гарантии, что «случайный» мультик безопасен, в нем отсутствуют сцены насилия и агрессии, что ценности, которые отражают в мультфильме, совпадают с ценностями вашей семьи. Для меня важно, чтобы мультяшные герои были похожи на себя. Свинья – на свинью, собака – на собаку. Красивые мультики развивают способность видеть красоту окружающего мира. Если совсем некогда взять в руки книгу, в помощь родителям я рекомендую терапевтические аудиосказки, направленные на решение конкретной проблемы: зависимость от телевизора, мокрая постель или страх темноты.
Важно: будьте постоянны в своем решении. Если сегодня нельзя, а завтра поплачу, и можно, — это манипуляция. И ребенок будет обязательно этим пользоваться.

Мультики — это серьезно

О том, почему мультики – это важно, и как правильно составлять мультяшное меню для ребенка, мы поговорили с психологом Ириной КРАСОВОЙ.

— Как мультфильмы могут влиять на психоэмоциональное состояние ребенка?

— Часто приходится наблюдать картину: ребенок ходить не умеет, а уже сидит с телефоном в руках и что-то смотрит, а мама занимается своими делами. Так быть не должно. Важно подходить к выбору мультфильмов очень серьезно. Модель поведения героев плотно оседает в сознании ребенка. У него формируется картотека жизненных ситуаций. И когда ребенок подрастает, он начинает ею активно пользоваться.

— Как распознать «неправильный» мультфильм?

— Настороженность должны вызывать мультфильмы, герои которых не имеют определенного пола; с неграмотной речью; сюжеты с плохим концом. Однозначное нет – мультфильмам, в которых есть насилие, у персонажей обидные имена, между героями нет взаимного уважения. Следует избегать мультфильмов, где поощряются жестокость, издевательство, агрессия. От мультфильмов с сексуальным подтекстом тоже лучше отказаться. Важно, чтобы мультфильм пропагандировал семейные ценности, воспитывал уважение к старшим. Хорошо, когда сюжет развивается постепенно и ребенок следит за поступками героев и видит результаты их действий.

— В последнее время часто встречаются мультфильмы с некрасивыми персонажами. Чем опасны такие мультики?

— Они искажают реальность и могут нарушить психику ребенка. Ребенок может стать агрессивным и замкнутым, боязливым. Могут появиться страхи, испуг, вплоть до нарушения сна.

— С какого возраста начинать смотреть мультфильмы и как ограничивать по времени?

— До двух лет нервная система слишком чувствительная. И здесь велика роль родительской ответственности. До двух лет лучше не мультики смотреть, а разговаривать с ребенком, рассказывать ему сказки. Смотреть в глаза, наблюдать его реакции. Что касается мультфильмов, детям в возрасте до двух лет рекомендуется смотреть их не более 5 минут в день. А лучше — создать домашний кукольный театр, самому придумывать истории. В возрасте от 2 до 3 лет можно отвести на просмотр мультфильмов 10-15 минут в день. От 3 до 4 – максимум полчаса. С 4 лет – полтора часа в сутки. Сюжет должен быть добрым. С хорошей моралью. Старайтесь избегать чрезмерно мрачных или, на- оборот, слишком пестрых мультфильмов.

— Что делать, если ребенку нравится плохой мультфильм?

— Надо разобраться, что именно в таком мультфильме привлекло ребенка. Если нравится плохой мультфильм, значит, есть внутренний скрытый конфликт. Его надо понять и решить. Идеально, когда родители смотрят мультфильмы вместе с ребенком, обсуждают сюжет, интересуются, какие эмоции вызывает увиденное. Полезно вместе обсуждать поступки персонажей, спрашивать ребенка: а как бы ты поступил в этой ситуации? После такого разбора малыш, скорее всего, сам откажется от дальнейшего просмотра плохого мультфильма.

— Какие мультфильмы посоветуете для домашнего просмотра?

— Деткам до 3-4 лет нравятся мультики с героями-животными: «Три медведя», «Колобок», «Петушок — золотой гребешок», «Лиса и Волк», «Лунтик». В 5 лет интерес вызывают феи, волшебники, принцессы, солдаты. Просмотр в этот период можно увеличить до полутора часов 2-3 раза в неделю. Это русские волшебные сказки: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению». Ребенок начинает воспринимать социальные отношения, понятия любви, верности. Подойдут «Дюймовочка», «Золушка», «Кот Леопольд», «Маугли».
С 6 лет можно обращаться к волшебным сказочным сюжетам: «12 месяцев», «Бэмби», «Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Фиксики», «Панда Кунг-Фу», «Ух ты, говорящая рыба!».
Прежде, чем включить мультфильм, изучите сюжет. О чем он? В чем его смысл? Какую миссию выполняют герои? И только ответив на эти вопросы, принимайте решение, стоит это показывать вашим детям или нет.

Под строгий запрет!

От просмотра некоторых мультфильмов психологи и педагоги рекомендуют отказаться совсем.

«Симпсоны». Употребляются нецензурные слова, в деталях показываются такие явления, как алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм. Поощряется хулиганское поведение с родителями.

«Футурама». Главный герой – циничный робот Бендер, курильщик, алкоголик, клептоман, ненавидит всех людей. Сюжет мультфильма пропагандирует извращенные половые отношения между роботами и людьми.

«Южный парк». Высмеивание традиционных образов поведения, пропаганда извращений и жестокости. Высмеиваются родители. Сериал открыто унижает христианскую веру.

«Телепузики». Создавался под влиянием тяжелых наркотиков, о чем свидетельствует заявление бывшего продюсера детского телеканала BBC Сарры Грем.

«Покемоны». В мультфильме используется электромагнитное колебание, которое может вызвать эпилептические припадки и приводит к психическим расстройствам.

«Шрек». Воспитывает из детей садистов. Ради развлечения главная героиня убивает животных. Высмеивается традиционная семья.

«Винкс». Главные персонажи своим внешним видом пропагандируют анорексию и пошлость. Ядовитые кислотные цвета, неестественно прорисованный мир и быстрая смена кадров вредны для детской психики.

«Монстер хай». Ярко выраженная загробная тема, вызывающий внешний вид, вульгарная одежда — всё это направлено на пробуждение в детях ранней извращенной сексуальности. Деформирует сознание, стирает границы между уродливым и прекрасным.

Я запретила бы эти мультфильмы и подвергла наказанию телеканалы, которые их показывают. Например, венесуэльский телеканал Televen в качестве наказания за трансляцию «Симпсонов» в течение 30 дней транслировал социальную рекламу и культурно-образовательные ролики, — говорит педагог, заместитель директора Макеевского педагогического колледжа Анна МОТАЙЛОВА. — Не зря Папа Римский говорил: «Хотите правильно воспитать своего ребенка, тогда пусть Ваш ребенок смотрит мультфильмы советского времени».

Что здесь добавить? Пожалуй, совет может быть только один: прежде, чем показать что-то ребенку, посмотрите это сами. Здравый смысл подскажет вам, что с этим делать дальше. Все очевидно.

Елена Чернухина, газета «Макеевский рабочий»